ГОСТ Р 54876—2011
- обеспечивает постоянный сбор большого объема информации по окружающей среде;
- обеспечивает создание структур и процедур, поддерживающих процесс познания;
- обеспечивает укрепление постоянно проводимых и упорядоченных диалогов;
- обеспечивает безопасность для людей, открыто обменивающихся знаниями и рискующих.
Познающая организация позиционирует себя следующим образом:
- познает себя в открытом сотрудничестве с другими организациями;
- должным образом оценивает методы познания и что она познает;
- инвестирует в опережение кривой познания в своей области промышленности;
- обеспечивает конкурентоспособность, познавая оперативнее и гибче, чем конкуренты;
- превращает оперативные данные в полезные знания в нужное время и в нужном месте;
- внушает каждому сотруднику чувство того, что опыт каждого дает ему/ей возможность познать
что-то потенциально полезное, даже если только для обеспечения познания в будущем;
- не демонстрирует откровенно страха и оборонительности;
- рискует, однако избегает рисковать общей безопасностью организации:
- инвестирует в экспериментальное познание (относящееся, но не отвечающее существующим
схемам познания);
- поддерживает людей и группы, ориентирующиеся на выполнение проектов, совмещающих дей-
ствия и познание;
- деполитизирует процесс познания, не наказывая индивидуумов и группы за обмен информацией
и выводами.
Познающая организация развивается посредством:
- выявления настоящих предложений, касающихся познания;
- получения информации по внешней перспективе;
- увязывания цели стать познающей компанией с видением организации;
- финансирования или создания образа победителя в руководстве высшего звена;
- поиска слабых мест в организации — слабого места (мест), где может помочь более эффектив-
ное познание;
- представления доходчивым образом идей, определяющих процесс познания организации;
- вознаграждения группы, а также индивидуумов, познающих успех и неудачу;
- поиска внешнего конкурента или другого объекта для более активного стимулирования коопера-
тивного познания;
- поиска способов, обеспечивающих внутреннее сотрудничество, не сдерживаемое границами.
Понятия познающей организации и МЗ все в большей степени рассматриваются как две стороны
одной монеты — по мере познания вы получаете знания, которые применяете, и, следовательно, по-
знаете больше.
Пример — Организация изъявляет желание, чтобы ее сотрудники осознавали компанию как позна-
ющую среду. Было решено включить в предварительный анализ ее программы по МЗ высокий уровень
участия сотрудников с основной целью описания компетенций индивидуумов и требований к разви-
тию, а также коллективной компетенции отдела и требований.
7 Инструменты менеджмента отношений, воздействующих на процессы
знаний
Данный раздел представляет руководство по областям, которые окажут помощь в создании эф-
фективных знаний при содействии людей в организации.
7.1 Построение сообщества
15
Сообщества действуют и работают в крупных и малых организациях. Более эффективное ис-
пользование как формальных сообществ (функциональные группы, группы по проектам и т. д.), так и
неформальных (группы по перекуру, встречи за чашкой кофе, организационные общения и т. д.) может
стать ключом к достижению успеха.
Знания, которыми люди обладают, их опыт и профессиональные навыки передаются между людь-
ми, которые признают друг друга равными и говорят на общем языке.
Нематериальные преимущества могут включать: повышенное ощущение принадлежности и парт-
нерства; более сильную мотивацию по мере ослабления изоляции; более эффективные обмен зна-