ГОСТ Р 54876—2011
- не только передать специфику, но и раскрыть основные ценности;
- развить понимание сложных связей;
- управлять посредством метафор и прототипов правдивой информацией, которая будет непри-
ятной или маловероятной для выражения каким-либо другим способом.
Ниже приведены отдельные примеры применения повествования, которые можно рассмотреть
для возможного использования:
- программы по усвоению уроков, в рамках которых члены организации рассказывают истории о
том, что они усвоили из своих ошибок и успехов;
- устные истории, ключевые случаи в истории организации, например, истории основателей орга-
низации, отражающие культуру организации. Такие истории могут быть использованы для обеспечения
«экспромтного» мышления;
- базы знаний;
- пополнение баз данных историями, иллюстрирующими их применение;
- создание сред, в которых история может быть использована для обеспечения обмена
информацией;
- передовые системы поддержки принятия решений, когда ответственные за принятие решений
должны в течение короткого времени провести оперативный брифинг сложного материала;
- внедрение проекта, обеспечивающего обмен устоявшейся практикой о том, что срабатывает или
что не срабатывает на основе прошлого опыта; затем обеспечивающего обмен историями для облегче-
ния проведения сессий по анализу более сложного проекта; и, наконец, при закрытии проекта отраже-
ние и определение определяющих моментов группы на основе опыта.
Пример — Вместе с приглашением к участию в заключительной сессии пилотные участники МЗ
получили упражнение для домашней работы, в котором их просили принести предмет, отражающий
самое важное, что они узнали в результате участия в пилотном проекте по МЗ. Их также попросили
прийти подготовленными, с рассказом, относящимся к теме группы. По мере прибывания участников
было интересно наблюдать, что они принесли с собой. Улыбаясь, они извлекали из своих карманов
такие вещи, как детская игра «кто сильнее», жевательная резинка, весомые документы, игрушечная
машинка и пластмассовое ухо, и клали их на стол, за которым сидели.
Группы не более восьми человек попросили по кругу рассказать друг другу истории, связанные
с предметами, которые они принесли. Упражнение имело большой успех. Начался оживленный и за-
нимательный рассказ историй. Один участник, в частности, говорил о превращении из скептика в
приверженца МЗ.
«Я принес сегодня детскую игру «кто сильнее». Почему? Ну, вы все, возможно, знаете, что я был
самым откровенным на первоначальной сессии. Я был против идеи МЗ, считая, что такие вещи, как
усвоенные уроки, устоявшаяся практика и повествование рассказов, похожи на эту игру «кто силь-
нее» — просто детская игра. Мы видели много инициатив, которые появлялись и исчезали. Нас зажи-
гали новыми идеями до тех пор, пока не наступило время возвращаться к работе. Острота момента
теряется, когда мы понимаем, что это станет дополнительным бременем для нашей работы. Мы уже
напряжены до предела. Самое важное, что я уяснил в процессе проведения пилотной программы, это
то, что МЗ не похож на детскую игру «кто сильнее». Как и эта игра, это семя. Я ощутил ценность в ис-
пользовании потенциала, скрытого внутри каждого индивидуума/каждой группы и организации, и пере-
воде его в новый режим работы, который делает нас более эффективными, более интегрированными
и менее перегруженными посредством процесса познания на основе собственных ошибок и повторения
той работы, которую мы делаем хорошо».
19
Ниже приведены вопросы, которые возникают естественным образом и стоят того, чтобы их рас-
сматривать:
- Кто герои в вашей организации и какие истории люди рассказывают о них?
- Какие травмы «пережили» люди? Какой опыт заставляет их гордиться тем, что они пережили?
- Какие смешные и развлекательные истории они рассказывают об этих временах?
- Какие истории о достижениях организации рассказывают с гордостью?
- Кого уважают за знания определенных методов выполнения работы в вашей организации? Какое
поведение или опыт демонстрируют это?
- Какие вы знаете истории, в которых кто-то внутри компании заставил людей действовать и об-
ратить внимание на то, что требовало внимания?
Одним из наиболее эффективных способов переубеждения скептиков является участие в истори-
ях, которые отмечены значимостью и заслуживают внимания. Повествование историй также содейству-