ГОСТ Р 54876—2011
руководством Х выступил с очень хорошими идеями. У и Z, известные как самые шумные крикуны в ор-
ганизации, были направлены на курс по профессиональным навыкам общения, на котором рассматри-
валась проблема неагрессивного общения. В результате заседания стали проходить в духе активного
сотрудничества. Периодическое обращение к новым темам познания сделало возможным создание ин-
тересной среды на еженедельных заседаниях.
Поскольку многообразие культуры привносит различия в значимости, которой наделяются виды
знаний, различия в использовании языка и обозначений и многие другие особенности, представляется
целесообразным проведение так называемого культурного аудита, если продукция производится и ус-
луги организации оказываются с участием представителей различных культур. Даже в небольшой орга-
низации различия между субкультурами также имеют значение, вот почему проведение определенного
культурного аудита в целях идентификации таких различий может быть полезным.
4 Индивидуумы, группы и организации
В руководстве по устоявшейся практике в области МЗ особое внимание уделяется важности от-
ношений между индивидуумами и организацией, а также связям между индивидуумами, которые за-
кладывают основы, обеспечивающие процессы знаний.
4.1 Индивидуумы
Организационная культура создается совокупным действием индивидуумов. Это совокупное дей-
ствие является результатом участия этих индивидуумов (бывших и настоящих) в выполняемой работе
и обсуждениях. Они делают это для развития отношений между собой в рамках их группы/отдела и их
организации. Выполняемая ими работа связывает их контрактными обязательствами, которые харак-
теризуются определенными ожиданиями и ответственностью. Психологический контракт индивидуумов
(то есть их убеждения относительно того, что они должны организации и что организация должна им)
заставляет их искать, находить и изменять культуру, отвечающую в большей степени их психологиче-
скому контракту. Это необязательно подразумевает корыстный или эгоистический мотив. Работа на
общее благо, обязанность или забота о других могут быть достаточно убедительной ценностью для
индивидуума, группы или организации. Чем более убедительна культура, тем более продуктивно рабо-
тают индивидуумы, тем более охотно они делятся знаниями и больше доверяют друг другу.
Индивидуумы стремятся создать собственную индивидуальность, отвечающую их психологи-
ческому контракту. Работа требует создания сообщества, в котором индивидуальность признается и
является предпочтительной, что обеспечивает выражение своей индивидуальности. В этом смысле
образование сообщества на практике также представляет собой обсуждение индивидуальностей. Уста-
новлены различные типы индивидуальности:
- индивидуальность как обсужденное проявление. Мы определяем, кто мы, посредством проявле-
ния самих себя через участие в деятельности совместно с другими людьми;
- индивидуальность как членство сообщества. Мы определяем, кто мы, через знакомое и
незнакомое;
- индивидуальность как путь познания. Мы определяем, кто мы, посредством того, где мы были и
куда идем;
- индивидуальность как многочленство. Мы определяем, кто мы, посредством способов воплоще-
ния наших различных форм членства в одну индивидуальность;
- индивидуальностьпоотношениюлокальногокглобальному.Мыопределяем,ктомы,посредством
обсуждения локальных путей принадлежности к более широким группам, стилям и рассуждениям.
Индивидуальность людей является основой их мотивации и обязательств. Именно индивидуаль-
ность подвигает их на осознание важности знаний, как, чем и с кем они будут обмениваться и как они
оценивают свое участие в сравнении с коллегами и организацией. При планировании знаний представ-
ляется важным идентифицировать тех людей, чья значимость связана с рассмотрением их в качестве
ключевого персонала при организации потоков знания.
5
Пример 1 — Компания, разрабатывающая информационные системы связи и развлекательные
программы, начала работать над программой МЗ с предварительного анализа, предусматривающего
определение пробелов и потребностей в знаниях. Выводом было распространение знаний во всей ор-
ганизации с их концентрацией в большей степени у отдельных лиц.