ГОСТ Р 54876—2011
13
Изыскивайте приемлемое средство мотивации, отвечающее потребностям индивидуумов до, в
процессе и после внедрения МЗ.
Пример — В консалтинговой компании, в которой члены организации рассматривали знания как
свою личную собственность и поэтому отказывались от обмена ими, группа менеджмента поощрила
обмен знаниями посредством изменения процесса локализации нового проекта. Вместо того, чтобы
поручать выполнение проектов отдельным консультантам, его поручили группе консультантов с
необходимым опытом, принуждая консультантов к сетевой работе и маркетингу их опыта внутри
организации при участии в выполнении работы по проектам. Только за непосредственное участие в
новых проектах они могли быть вознаграждены, что и обеспечивало им предусмотренный стимул по
рекламе своего опыта в рамках организации. В результате конкуренция за статус привела к обмену
знаниями, а не к их накоплению для личного пользования.
6 Компетенция, познание и видение
6.1 Познание через действие/познание посредством выполнения
Компетенция индивидуумов имеет важное значение:
- поскольку компетенция определяет достижение преимущества в результате имеющегося у вас
организационного значения;
- поскольку компетенция распространяется на профессиональные навыки, знания и отношение.
Профессиональные навыки обеспечивают перевод знаний в практические дела, а отношение воздей-
ствует на желания и мотивацию людей к переводу знаний в достижение преимуществ;
- для выполнения программы по МЗ.
Итеративный процесс создания знаний включает (см. рисунок 6):
- выделение — обмен и развитие идей параллельно через социальный обмен;
- артикуляцию — преобразование знаний в точную форму;
- обеспечение связи — использование различных форм для содействия продвижению идей;
- воплощение — включение в продукт/процесс/услуги, имеющие ценность.
Рисунок 6 — Итеративный характер цикла создания знаний
Компетенция рассматривается также как организационный актив. Свойства основной компетен-
ции для организации включают следующее:
- она однозначно обеспечивает важное преимущество для потребителей;
- она в значительной степени не заявляет о себе, и, следовательно, с ней трудно соперничать
конкурентам;
- она распространяется на всю организацию и, следовательно, применяется в рамках всех услуг
организации/предложений продукта;
- в отличие от физических активов она оценивается по достоинству при использовании.
Поэтому часть вашей программы по МЗ должна включать составление имеющихся в наличии
компетенций, например, посредством проведения испытаний на профессиональные навыки в знаниях и
принятия решений по отсутствующим навыкам с помощью предложения по обучению и подготовке или
включения обучения в программы, выполняемые в организации.
Компетенция, воплощенная в персонале организации, является основой человеческого капитала
(ЧК), которым владеет организация как нематериальным активом.