ГОСТ Р 54876—2011
Введение
Организации стремятся улучшить свои производственные показатели и способность к инноваци-
ям и все больше внимания уделяют методологии менеджмента знаний (МЗ).
Успешное внедрение системы менеджмента знаний (СМЗ) в производственные структуры проис-
ходит в первую очередь в организациях, которые с особым вниманием относятся к таким вопросам, как
человеческие и культурные аспекты, персональная мотивация, изменение методологий менеджмента,
новые и улучшенные производственные процессы, обеспечивающие обмен знаниями между специали-
стами, владеющими различными дисциплинами, обмен информацией и сотрудничество, в результате
чего технологию рассматривают как средство обеспечения и двигатель прогресса.
Несмотря на это, до настоящего времени все усилия, направленные на решение проблемы созда-
ния и внедрения СМЗ в производственную среду, сводились, как правило, к продвижению технологий,
связанных с внедрением современных информационных технологий (ИТ), которые способствуют реше-
нию данной проблемы.
Целью настоящего стандарта является рассмотрение тех областей, которые могли бы стать пред-
метом общих подходов, устоявшейся практики или инициативами по стандартизации в более широком
организационном контексте. Общим намерением является обеспечение осмысленными и полезными
руководящими положениями компаний, в частности малых и средних предприятий (МСП), но, не огра-
ничиваясь только МСП, с той целью, чтобы они могли воспользоваться возможностями обмена знания-
ми в рамках и за пределами своих организационных границ.
В связи с этим положения настоящего стандарта приведены в форме руководства по устоявшейся
практике МЗ, описывающего, как успешно внедрить СМЗ в организации и в чем заключаются преиму-
щества данного внедрения. Посредством такого ориентированного на культуру организации подхода
настоящий стандарт призван усилить и другие, более технологически ориентированные инициативы,
которые разрабатывают в настоящее время компании и органы по стандартизации. Общим результа-
том будет существенное дополнительное преимущество для компаний.
Применение менеджмента знаний
IV
СМЗ предназначена для обеспечения общего понимания, демонстрации значимости и оказания
помощи организациям в ее успешном внедрении. Основа СМЗ опирается на эмпирические исследова-
ния и практический опыт в этой области, накопленный в европейских странах и других странах мира. В
рамках основы рассмотрены наиболее важные элементы подхода к СМЗ с целью предоставить ре-
комендации для всех типов организаций, стремящихся улучшить свои показатели в результате более
эффективного управления знаниями.
Для описания сути процессов МЗ используются понятия «знания» и «менеджмент знаний». Тер-
мины и определения в области менеджмента знаний представлены в ГОСТ Р 53894.
Знание представляет собой набор данных и информации (с точки зрения некоторой определен-
ной информационной технологии). Знание также включает различные комбинации новой технологии,
производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиций, любопытства, моти-
вации, стилей обучения, отношения, способности доверять, способности решать сложные проблемы,
открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску и наличия
духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, улучшает
способность действовать и принимать эффективные решения. Знание может быть формализованным
и неформализованным, индивидуальным (персональным) и коллективным.
Под менеджментом знаний подразумевают плановое или текущее проведение отдельных меро-
приятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или
создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний в целях повышения конкуренто-
способности предприятия.
СМЗ представляют собой набор понятий, дисциплин и инструментов для организации знаний,
которые помогут отдельным индивидуумам и организациям, принимающим на себя ответственность за
то, что они знают, и за того, кого они знают.
Таким образом, в общем понимании «знание» — это совокупность данных и информации, которая
дополняется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появ-
ляется ценный актив, который возможно применять для оказания помощи в принятии решений. Знания
могут быть точными и (или) не выраженными словами, индивидуальными и (или) коллективными.