ГОСТ Р 54876—2011
Кафе знаний является форумом, на котором сотрудники всей организации обсуждают стратеги-
ческие вопросы и вопросы менеджмента, поскольку они сидят небольшими группами, наслаждаясь
чашкой кофе. Такой форум выполняет функции пункта обмена знаниями, который обеспечивает веде-
ние широкой дискуссии и параллельно допускает ведение дружественного диалога. Такой форум начи-
нается, как правило, с представления одной или более проблем руководства для завязки разговора за
столами. После обсуждения темы всеми группами представитель от каждого стола сообщает широкой
аудитории результаты разговора его/ее группы.
Диалог, а не дискуссия обеспечивает, как правило, наиболее благоприятную среду для свободного
обмена опытом и его обсуждения. В связи с этим среда, способствующая проведению диалога, должна
установить основные правила поведения. Она требует от участников желания достичь совместного
результата и желания слушать без провоцирования, обоснования или оборонительности.
Ниже приведен метод обеспечения ведения диалога:
- попытайтесь разместить участников так, чтобы уменьшить создание группировок или иерархии,
например разместив всех по кругу;
- объясните цель диалога;
- начните разговор с представления участников (если они не знают друг друга) и сообщения в от-
ношении целей, которые стоят перед заседанием;
- ведущий должен задать очень общий вопрос и предложить каждому по кругу прореагировать по
очереди на вопрос, исключая прерывания или вопросы до тех пор, пока все не ответят;
- создайте атмосферу открытого разговора о том, что участники только что услышали, сдерживая
только тех, кто хочет овладеть вниманием всех, и поощряя к разговору тех, кто не говорит, в тот момент,
когда они будут готовы. Обеспечьте ведение разговора таким образом, чтобы участники не чувствовали
необходимости воздерживаться от вопросов и комментариев;
- если тема исчерпала себя или группа не проявляет активности, задайте, например, такой во-
прос: «Как принимаются решения в организации?» Пусть каждый ответит на вопрос до начала общего
разговора;
- целью является достижение взаимного понимания без необходимости точных формулировок.
Пусть противоречия возникают естественно; не пытайтесь делать общих заявлений;
- по прошествии двух часов проведите опрос участников группы, попросив каждого по очереди
обменяться мнениями о его/ее собственной культуре, по ее воздействию на цель и о полезных вещах,
которые они узнали о других участниках.
Анализ после действия (метод, первоначально заимствованный из анализа усвоенных уроков на
примере военных действий, когда выявление проблемы может, по всей вероятности, спасти жизни в
предстоящих боевых ситуациях) в настоящее время широко и эффективно применяют во многих орга-
низациях.
Пример — Компания, производящая весы, построила новую производственную площадку. Произ-
водство было спроектировано с учетом обеспечения прямой связи между помещением сборки и отде-
лом разработок. В связи с этим единственный проход в отдел разработок на втором этаже был через
помещение сборки на первом этаже. Поэтому каждый инженер из отдела разработок проходил не менее
четырех раз в день (когда он входил утром и уходил вечером, а также во время обеда) то место, где
производилась сборка «его» весов. Такой проект предприятия улучшил непосредственное взаимодей-
ствие двух отделов.
7.6 Информационные технологии как средство обеспечения МЗ
21
ИT может как объединить людей, так и разъединить их. Инструменты знаний, обеспечивающие
откровенные дискуссии, мозговой штурм, рабочие пространства для членов сообщества, усвоение ин-
формации по умолчанию и т. д., могут содействовать возникновению новых идей и появлению новых
участников. Однако иногда электронная почта может заменить звонки по телефону или проведение
заседаний и, следовательно, уменьшить прелесть взаимного общения.
Каждое сообщество представляет собой субкультуру в рамках организации, сформировавшую
собственные культурные нормы. Эти нормы содействуют или ограничивают принятие процессов, тех-
нологии или отношений на основе доверия. Опыт применения технологии может влиять на нормы со-
общества. Внедрение технологии обогащает индивидуумов опытом в рамках сообщества, и, следова-
тельно, приобретенный опыт изменяет культурные нормы. Если опыт оказывает благотворное влияние,