ГОСТ Р 54876—2011
7.3 Обучение и наставничество
Обучение и наставничество стали в последние годы очень популярными методами, обеспечиваю-
щими все более активную передачу знаний.
Обучение обеспечивает понимание получателем информации. Оно требует от преподавателя не
высказывания своих мнений и отношения к обсуждаемой проблеме, поскольку целью является раз-
витие компетенции получателя информации. Обучение, основанное на собственном опыте получателя
информации, позволяет обучаемому анализировать и преодолевать существующие барьеры и дости-
гать с помощью более эффективного использования воображения более широкого понимания, что, в
свою очередь, приводит к повышению компетенции. Обучение может быть эффективным при индиви-
дуальной работе с отдельными обучаемыми и при групповой работе.
Наставничество может объединять новых или неопытных сотрудников с более опытным старшим
составом персонала, обеспечивая эффективную передачу нематериальных, не высказываемых вслух
знаний об отрасли промышленности или организации. Наставничество обеспечивает рост новых со-
трудников без необходимости трудного процесса познания и предусматривает установление связей
между наставником и его протеже. Этот метод может быть особенно полезен для организаций со зна-
чительным составом сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, или с крутыми кривыми
познания, или высокими показателями текучести.
Наставничество и обучение также позволяют более опытному персоналу «вернуть долг» органи-
зации (см. рисунок 7).
Рисунок 7 — Отличия между обучением и наставничеством в организации
Пример — Автомобильное предприятие создало программу, целью которой было улучшение
связи в конкретной области организации. Создание информационных центров и центров документа-
ции, генерация информационных продуктов и 5-минутные заседания являлись частью комплекса при-
нятых инициатив, однако наиболее важным аспектом явилось обучение, проводимое с менеджерами
подразделения. Первая часть обучения была реализована внешней консалтинговой компанией и пред-
усматривала оказание поддержки менеджерам как группе через изменение процесса, а вторая часть
предусматривала обучение с глазу на глаз между самими менеджерами. Результаты программы были
экстраординарными со значительными улучшениями во всех аспектах. Тем не менее самым важным
результатом было понимание внутренней связи при работе, характеризующейся улучшением и про-
грессом в деятельности всех членов подразделения.
7.4 Повествование фактов, историй
18
Повествование фактов, историй красноречиво передает контекстуальное изложение и обеспечи-
вает обмен информацией в отношении опыта.
Повествование историй является мощным инструментом в арсенале знаний. В определенной
форме этот механизм применяется во всех организациях. Он широко применялся в течение многих
лет, однако в некоторых организациях не так широко, как мог бы применяться. Хорошее повествование
может: