ГОСТ 31846— 2012
8 Общие требования к испытаниям
8.1 Стендовые и ходовые прочностные испытания
8.1.1 Главные рамы, несущие кузова (в том числе кабины), рамы тележек и тягового привода подвер
гают стендовым испытаниям на прочность в рабочем и транспортном режимах от статических нагрузок в
вертикальном и продольном направлениях, испытаниям в рабочем и транспортном режимах, а также при
соударениях.
8.1.2 Детали крепления и несущие конструкции рабочих органов испытывают под действием нагру
зок. возникающих на СПС в рабочем режиме, а также от нагрузок, возникающих при маневрах и движении
в транспортном состоянии.
8.1.3 СПС. предъявляемый киспытаниям, должен быть изготовлен всоответствии с конструкторски
мичертежами. Перед началом работ его осматривают, при необходимости измеряют, проверяют качество
сварных соединений и наличие элементов крепления и страховки от падения на путь деталей рабочих
органов и механической части привода.
8.1.4 Стендовым испытаниям на прочность от статических нагрузок группы А. подвергают несущие
металлоконструкции рам (кузовов):
- при опирании на тележки или колесные пары:
- при выкатке колесных пар:
- при подъеме за автосцепку или лобовый брус для имитации дополнительных нагрузок, возникаю
щих при сходе СПС с рельс (режим аварийный).
Эти испытания главных рам (кузовов), полувагонов, платформ выполняют без установленного на них
оборудования. Для создания испытательных нагрузок используют специальные мерные грузы. Схема на
гружения нагрузками группы А должна соответствовать развеске СПС.
8.1.5 Колесную пару и ее элементы подвергают стендовым испытаниям на статические вертикальные
и боковые нагрузки.
8.1.6 Элементы рессорного подвешивания испытывают всоответствии с ГОСТ 1452.
8.1.7 Стендовым испытаниям на прочность от нагрузокпо оси автосцепок (группа Г) подвергают глав
ную раму (кузов), платформу, вагон или отдельные узлы (шкворневой узел, кабину и др.). При этом имити
руют нагрузки, возникающие впроцессе эксплуатации (при тяге, торможении, соударениях при маневрах и
движении в составе поезда). По согласованию с заказчиком стендовые испытания на прочность от
про
дольных нагрузок могут быть проведены на полностью собранном СПС.
8
.1
.8
Стендовые испытания на усталость проводятдля получения показателей сопротивления устало
сти конструкции (детали), которые вместе сданными о нагрузках в эксплуатации, используют для оценки
долговечности. По результатам этих испытаний отрабатывают элементы конструкции (формы и размеры
деталей, сопряжения и способы их соединения и пр.) для уменьшения в них концентрации напряжений,
повышения технологичности, а также определяют необходимость и вид упрочнения. Объем стендовых
испытаний на усталость определяют наличиемданных по характеристикам сопротивления усталости эле
ментов конструкции СПС.
8.1.9 При натурных ходовых испытаниях на прочность несущие конструкции и элементы крепления
рабочих органов испытывают под действием нагрузок группы Д (см. 6.2.1), возникающих при движении
СПС в результате колебаний масс на рессорном подвешивании при взаимодействии колес с рельсами иот
вибрации оборудования и конструкции. СПС приводят втранспортное состояние и осуществляютдвижение
по прямым, кривым участкам пути и стрелочным переводам на боковой путь с конструкционной или макси
мально разрешенной скоростью (транспортный режим). Отдельно реализуют режим прохода кривой мало го
радиуса, оговоренного техническими условиями на конкретный СПС. Испытания проводят на полностью
оборудованном и готовом кэксплуатации СПС.
8.1.10 Натурным испытаниям на соударение подвергают полностью оборудованный, экипированный
СПС. Этим испытаниям предшествуют статические испытания главной рамы (кузова) или их расчеты. Со
ударениеосуществляют путем накатывания испытуемой единицы СПС на подпор или вагона-бойка, разго
няемогодо заданной скорости, на испытуемую единицу СПС. находящуюся в голове подпора. Измеряют
силу удара в автосцепку, скорость набегания СПС или вагона-бойка и напряжения в элементах объекта.
8.1.11 Натурные испытания на прочность в рабочем режиме проводят для полученияданныхо факти
ческой нагруженности несущих конструкций и мест крепления рабочих органов, а также в случаях, когда
рабочие нагрузки имеют характерные особенности (большие значения, переменные с высокой частотой.
33