ГОСТ 31846— 2012
6.4.2 Карданные валы
6.4.2.1 При оценке прочности карданных валовдля тяговых трансмиссий СПС должны быть учтены:
- уровень максимальных вращающих моментов, передаваемых валом;
- максимальные частоты вращения карданного вала при конструкционной скорости движения;
- углы излома осей валов в шарнирах карданного вала.
6.4.2.2 При оценке несущей способности карданных валов должна использоваться кинематическая
схема трансмиссии, значения параметров силовой установки СПС. допускаемые длительные и предель
ные крутящие моменты, при передаче которых возможны пластические деформации элементов карданных
валов.
6.4.2.3 Запас прочности карданного вала при максимальной частоте вращения вычисляют по фор
муле
rvp*
■5 0.7.
(53)
где
пил>с
— максимальная частота вращения карданного вала, мин ’;
л,рит — критическая частота вращения карданного вала, мин
6.4.2.4 Критическую частоту вращения карданного вала вычисляют по формуле
л,.т/Ди + Д
I
Л *:оит ж Л
l 2
(54)
где п — коэффициент, равный
1,22 10
а мм мин-1;
Ди — наружный диаметр трубы вала, мм:
Дои— внутренний диаметр трубы вала, мм;
L
— расстояние между центрами шарниров, мм.
6
4.2.5 Максимальный угол излома осей валов в шарнирах вычисляют по таблице 9.
Т а б л и ц а 9 — Зависимость максимального рабочего угла излома осей валов в шарнирах от частоты вращения
вала
Наименование показателяЗначение показателя
Частота вращения лмлк.50004500
мин’1
35003000
25002000
1500
Угол излома осей3*30’3*50’
5*00’5*45’
6*55’8*40’
11*30‘
Минимальные углы излома осей валов в шарнирах карданного вала должны быть не менее 1е во
избежание бринеллирования поверхностей цапф крестовины и стаканов игольчатых подшипников. Макси
мальный угол излома осей в шарнирах карданного вала в горизонтальной плоскости
у,
с учетом прохожде
ния тележкой экипажа СПС кривых участков пути минимального радиуса, определенного техническими
условиями на СПС конкретного типа вычисляют по формуле
Гг = Yrc +
У
*.(55)
где уге— строительный угол излома осей в шарнирах в горизонтальной плоскости;
у , — угол излома осей в шарнирах, обусловленный прохождением СПС кривых участков пути, вычис
ляют по формуле
1
|НК+Мф< - COSO.,) +
L
фЗШО,
arctg
COSO,) - Нф 81па,
+ а .
(56)
где
Ц,нНф —
расстояния от оси шкворневого узла тележки до оси шарнира карданного вала вдоль
оси СПС и впоперечном горизонтальном направлениях, мм;
L, и
Н,
— расстояния между осями шарниров в продольном и поперечном направлениях, мм;
а,
— угол поворота тележки в кривой в горизонтальной плоскости, град.
22