ГОСТ Р 53647.3— 2015
Результаты анализа со стороны руководства включают решения и календарный график действий,
связанных с возможностями непрерывного улучшения СМНБ и возможными изменениями системы. Они
могут включать в себя:
- «изменения в области применения СМНБ;
- постоянное улучшение результативности СМНБ;
- обновление оценки риска, анализа воздействия на бизнес, планы непрерывности бизнеса и свя
занные с ними процедуры;
- способы измерений результативности СМНБ и МНБ».
Организация должна сохранить документированные доказательства результатов анализа со сто
роны руководства. Результаты должны быть сообщены соответствующим заинтересованным сторонам.
13 Улучшение
Заключительный элемент цикла PDCA — «действие» охватывает поддержку и улучшение СМНБ.
Одним из ключевых элементов СМНБ является ее способность к постоянному улучшению. Это ключевое
положение подхода Деминга к управлению качеством, а также требование ГОСТ Р ИСО 22301. Посто
янное улучшение основано на японской философии Кайдзен, означающей «изменения к лучшему» или
«постепенные усовершенствования».
Легко понять, что такое система Кайдзен, но ее трудно внедрить на непрерывной основе в органи
зации чаще всего из-за самоуспокоенности, беспорядка, потери фокусировки, отсутствия обязательств,
разнонаправленных приоритетов и недостатка ресурсов.
В разделе 5 упомянуты риск и возможности, которые соответствуют введению СМНБ и потребности
развить планы соответствующих действий с рисками, еслиони проявятся. Дляуспешноговнедрения СМНБ
организация должна создать традиции в коллективе, который способствует постоянному улучшению.
Пример
—
Старший менеджер назначен управляющим телевизионным заводом. Он принял следую
щее решение: если работник на поточной линии находит проблему с качеством, вызванную нехваткой
ресурсов или некорректными методами производства, он имел право остановить эту линию. Осозна
ние необходимости решения проблем было обоснованным, работника не обвиняли за остановку произ
водства. его поощряли за то. что он препятствовал выпуску дефектной продукции.
Персонал организации является превосходным источником предложений для улучшений ее ра
боты. Персонал хорошо видит области улучшения системы, проведения предупреждающих действий и
повышения устойчивости организации. Но чаще всего традиции в коллективе организации таковы, что
персонал отказывается подавать свои предложения руководству.
Организация должна поощрять персонал, выявляющий упущения, излишнее дублирование и не
достатки. Часто именно внутренняя культура организации может препятствовать предложению новых
идей. При использовании системы рацпредложений или обсуждения способов повышения эффектив
ности МНБ и устойчивости организации на совещаниях или при личном общении руководители могут
создать благоприятный климат для постоянных улучшений.
Есть два вида действий, связанные с заключительным элементом СМНБ: несоответствия и посто
янное улучшение.
13.1 Несоответствие и корректирующее дойствие
Корректирующиедействия — это деятельностьорганизации поустранению причин несоответствий
в СМНБ. направленная на предотвращение их повторного появления. ГОСТ Р ИСО 22301 требует нали
чия документированной процедуры корректирующих действий:
Организация должна.
1) идентифицировать несоответствие;
2) реагировать на несоответствие в зависимости от ситуации;
1) применять контроль и исправление несоответствий;
2) устранять последствия несоответствий.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 22301 организация должна оценивать необходимость действий по
устранению причин несоответствий посредством:
- анализа несоответствий:
- определения причин несоответствий, чтобы они не появились вновь или вдругом месте;
- определения наличия возможности возникновения похожих несоответствий;
46