ГОСТ Р 53647.3— 2015
яНаши нормы поведения отражают наши обязательства быть организацией с высокой граждан
ской ответственностью и содержат основные принципы и правила этического делового поведения».
Метод, который был успешно использован при внедрении всеобщего менеджмента качества в
1980-х годах, включал созыв совещаний основных руководителей и специалистов по каждому направ
лению деятельности организации с участием специалистов в области качества, на которых обсуждали
и устанавливали основные понятия и положения системы менеджмента качества, а также возможности
улучшения качества продукции путем всеобщего менеджмента качества.
Аналогичный подход может быть применен и к МНБ с использованием групп, включающих руково
дителей и специалистов по каждому направлению деятельности организации, которые должны иден
тифицировать причины, препятствующие обеспечению непрерывности бизнеса. Ключевым вопросом
должен быть вопрос «что если?». Опыт показывает, что даже на самом низком уровне организационной
структуры персонал в состоянии усвоить основные концепции менеджмента непрерывности бизнеса и
может нотолько идентифицировать области возможных проблем, но и предложить решения, направлен
ные на поддержание непрерывности бизнеса.
В каждой организации существует консервативная часть руководства, скептически настроенная по
отношению к вводу новых инициатив, оченьчастоэто руководители среднего звена. Необходимо сделать
особый акцент на получение именно их поддержки, если принято решение о том. что менеджмент непре
рывности бизнеса должен стать частью менеджмента организации.
На этот уровень руководителей обычно ложится большая часть работы на начальном этапе опре
деления критических видов деятельности и процессов, поэтому важно получение поддержки всех руко
водителей с самого начала разработки СМНБ.
Вторая стадия повышения осведомленности происходит после завершения разработки планов
обеспечения непрерывности бизнеса. Важно, чтобы все причастные стороны знали о разработке органи
зацией таких планов. Это помогает повысить их уровень доверия и уверенности в способности организа
ции работать в ситуации остановки, нарушения и разрушения бизнеса.
Порсонал должен быть уверен, что не лишается своих рабочих мест после приостановки, наруше
ния и/или разрушения деятельности организации. Очень важно, чтобы люди знали, какие действия они
обязаны предпринимать в рамках существующего плана обеспечения непрерывности бизнеса.
Пример
—
Один из ведущих в стране розничных продавцов имеет политику в сфере обмена инфор
мацией для обеспечения осведомленности персонала о его действиях в случае возникновения инцидента.
В организации установлен телефон, по которому персонал может получить необходимую информацию
об инциденте на работе или эта информация может быть получена из СМИ. Когда в одном из
столичных магазинов произошел пожар, служащие знали, что делать на следующий день. Одни
отправились вранее определенные альтернативные места работы; другие находились дома и
постоянно находились на свя зи для получения необходимых распоряжений.
Таким образом, необходимо обеспечить постоянную информированность персонала о требовани
ях к их действиям во время разрушения.
Служащие, плохо знакомые с работой организации, должны быть ознакомлены с политикой в обла
сти непрерывности бизнеса и планами обеспечения непрерывности бизнеса в рамках их обязанностей и
компетентности. Это может быть достигнуто путем включения материалов о менеджменте непрерывно
сти бизнеса в программу первоначального и ежегодного инструктажа персонала. Понимание общей про
граммы менеджмента непрерывности бизнеса может быть повышено с помощью публикаций в газетах,
электронных писем, размещения информации в интернете на сайте организации, совещаний и
радио передач с участием высшего руководства и т.п. В этой информации в первую очередь должны
быть при ведены примеры успешного выхода организации из инцидента при активном участии
персонала. Также может быть представлен опыт работы других организаций в условиях инцидента.
Хорошая осведомленностьдает возможность персоналу понять значение «обеспечения непрерыв
ности деятельности» в их каждодневных действиях. При взаимодействии с поставщиками отдел закупок
организации обеспечивает осведомленность ключевых поставщиков о важности менеджмента непре
рывности бизнеса для организации, а также процессах и деятельности, которые они должны вести для
обеспечения бесперебойности поставок. Это относится к существующим и новым договорам напоставки.
Организациядолжна поощрятьответственныхза разработку новой продукции, внедрение решений
в области непрерывности бизнеса при проектировании продукции и связанных с ней процессов. Этот
путь болев рентабелен. Включение требований к обеспечению непрерывности бизнеса на стадиях про-
14