ГОСТ Р 53647.3—2015
бенностей деятельности. На каждой стадии процесса менеджмента непрерывности бизнеса существуют
возможности для улучшения организации в области МНБ.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 22301 необходимо, чтобы персонал, работающий в организации:
- был осведомлен о политике в области непрерывности бизнеса;
- знал о своем участии и вкладе в достижение поставленных целей организации в области непре
рывности бизнеса:
- понимал выгоды от улучшения менеджмента непрерывности бизнеса;
- знал о последствиях невыполнения требований СМНБ;
- знал о своих функциях во время чрезвычайных ситуаций.
Для этого организация должна повышать и поддерживать понимание значимости МНБ в организа
ции. Этогоможнодостигнутьпутем постоянного обучения и информирования сотрудников. Важно ввести
процесс анализа эффективности этих действий.
Создание и внедрение традиций МНБ в организации гарантирует, что он станет частью ценностей
и эффективного менеджмента организации.
Традиции организации в области МНБ позволяют:
- более эффективно развивать программу менеджмента непрерывности бизнеса;
- обеспечивать уверенность причастных сторон, особенно персонала и потребителей, в способно
сти действовать в условиях нарушения или разрушения деятельности организации;
- повышать устойчивость организации в долгосрочной перспективе путем обеспечения непрерыв
ности бизнеса при рассмотрении и принятии решений на всех уровнях для существующих и новых про
дукции иуслуг;
- минимизировать вероятность и воздействие нарушений и разрушений деятельности организации.
Внедрение менеджмента непрерывности бизнеса может статьдлительным и сложным процессом.
который может столкнуться со значительным сопротивлением со стороны персонала, не предусмотрен
ным на ранних стадиях внедрения СМНБ. Понимание традиций организации необходимо при разработке
программы в области непрерывности деятельности ибизнеса.
Для обеспечения эффективности персонал не должен воспринимать менеджмент непрерывности
бизнеса как «дополнительную нагрузку» или «временную инициативу» со стороны высшего руководства.
Перед началом разработки СМНБ Правление или Координационный Совет должны понять и принять
важность и ценность процесса менеджмента непрерывности бизнеса. Высшее руководство должно по
ощрять принцип анализа, основанный на вопросе «что если?», при рассмотрении препятствий при по
ставке организацией продухции/услуг.
Для успешной реализации в менеджмент непрерывности бизнеса должен быть вовлечен весь пер
сонал организации.
Часто многие нарушения и разрушения вызваны внутренними причинами. Во многих организациях
у персонала существует страх вины, который препятствует открытому заявлению о возникших пробле
мах. Если руководство в организации не хочет слышать «плохие новости», то у персонала не возникнет
желания привлекать внимание к недостаткам и несоответствиям, которые могут впоследствии привести
к нарушениям деятельности или разрушению бизнеса организации.
Весь персонал, включая руководителей среднего звена, должен быть убежден, что менеджмент
непрерывности бизнеса является важной задачей организации и что им отведены соответствующие
функции в поддержании непрерывности поставок продукции и услуг потребителям. Важно, чтобы
про граммы повышения осведомленности персонала в области непрерывности бизнеса стали частью
про граммы внедрения СМНБ.
Повышение осведомленности можно разделить на две стадии. На первой стадии весь персонал
организации должен быть осведомлен о целях и назначении управления непрерывностью бизнеса. Пер
сонал должен быть убежден, что МНБ является долгосрочной инициативой, которая имеет поддержку со
стороны руководителя организации.
Пример
—
Международная фармацевтическая компания Novartis выпустила для своих сотрудников
«Кодекс поведения». Раздел «Непрерывность бизнеса» гласит следующее:
аМы считаем, что менеджмент непрерывности бизнеса имеет решающее значение для наших
потребителей, клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон и является частью ответ
ственной практики менеджмента. В случае возникновения чрезвычайной ситуации или значительного
нарушения бизнеса мы стремимся делать все возможное для обеспечения бесперебойного снабжения
основными видами продукции и услуг».
13