ГОСТ Р 53647.3—2015
- Какова этика торговых отношений? Каково отношение общественности и СМИ к организации и ее
деятельности?
- Является ли стабильной политическая ситуация в стране, в которой работает организация? Влия
етли смена правительства на отношение государства к организации и ее деятельности? Существует ли
угроза терроризма и общественных беспорядков для организации?
- Какие законы и нормативные акты применимы к организации? Они являются национальными или
международными?
- Возможно ли воздействие терроризма и общественных беспорядков на организацию?
- Какие законы и нормативные акты применимы к организации? Являются ли они региональными,
национальными или международными? В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22301 организация
должна идентифицировать законы и нормативные акты, относящиеся к обеспечению непрерывности
«операций, продукции и услуг, так же как интересов соответствующих заинтересованных сторон». СМНБ
должна быть установлена, внедрена и должна соответствовать требованиям применяемых законов и
нормативных актов.
- Следует ли учитывать экологические аспекты? Какое воздействие (например, загрязнение) оказы
вает организация на окружающую среду? Какие внешние события могут воздействовать на организацию,
например со стороны окружающей среды или конкурентов?
Работая над пониманием особенностей организации и условиями, в которых она работает, орга
низация может разработать определенные цели МНБ. Высокие риски, с которыми сталкивается органи
зация. и факторы, влияющие на решение о введении методов обеспечения непрерывности бизнеса, как
правило, влияют надостижение этих целей.
3.5 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Устанавливая СМНБ. организация должна определить соответствующие заинтересованные сторо
ны и понять их требования, высказанные, подразумеваемые или обязательные.
Заинтересованные стороны (иногда называемые «стейкхолдерами») представляют собой людей,
группы людей или организации, которые могут непосредственно участвовать в действиях организации
или могут не участвовать в них. но быть затронуты принимаемыми в организации решениями. Причем
эти решения могут быть приняты как в условиях обычной работы организации, так и в
чрезвычайных условиях.
Заинтересованные стороны могут быть отнесены кдвум группам:
1) первичными заинтересованными сторонами обычно являются внутренние заинтересованные
стороны, связанные с организацией экономическими операциями. Они охватывают инвесторов, потре
бителей. подрядчиков, поставщиков, кредиторов и служащих. Кроме того, это могут быть инспекторы,
инвесторы, банки, страховые компании и аудиторы,
2) вторичными заинтересованными сторонами обычно являются внешние заинтересованные сто
роны. которые хотя и не взаимодействуют непосредственно с организацией, но затронуты или могут
быть затронутыми ее действиями. Квторичным заинтересованным сторонам могут быть отнесены
широ кая общественность, местные сообщества (как постоянного, так и временного характера),
некоммерче ские общественные и благотворительные организации, торговые ассоциации,
государственная власть, группы активистов и СМИ. Группы активистов и СМИ могут оказывать
значительное влияние на обще ственное восприятие организации.
Понимая интересы заинтересованныхсторон, восприятие организации вусловиях обычной работы
и в чрезвычайных ситуациях, можно разработать соответствующие решения для обеспечения непре
рывности менеджмента, которые удовлетворяют их потребностям и ожиданиям. Особенно важно раз
работать правильные стратегии и планы для облегчения взаимосвязи с заинтересованными сторонами
при возникновении чрезвычайной ситуации.
Для идентификации заинтересованных сторон и их ожиданий можно использоватьдостаточно про
стые приемы. Для этого необходимо, чтобы менеджеры перечислили заинтересованные стороны и их
ожидания в порядке значимости для организации. При этом немалую выгоду получит и высшее руко
водство организации, так как оно может увидеть ситуацию глазами заинтересованных сторон. Особый
акцент должен быть сделан на ожиданиях потребителей организации при возникновении чрезвычайной
ситуации.
Пример записей о результатах анализа потребностей и ожиданий заинтересованных сторон при
веден в приложении В.
7