ГОСТ Р 54146—2010
3
анализа и внедрения и, конечно, посредством обучения и подготовки рабочих, владеющих знаниями, к
работе с новыми процессами и технологиями, а также посредством потенциальной разработки новых
ролей, относящихся к знаниям (например, менеджер знаний, брокер знаний). Внедрение МЗ должно
также включать систематическую внутреннюю связь между различными акционерами, предусматрива-
ющую обсуждение поставленных задач и установленных этапов проекта.
3 Этап А: Создание проекта по менеджменту знаний
3.1 Введение
В прошлом специалисты инициировали работы по МЗ, когда был очевиден энтузиазм отдельных
менеджеров и их персонала к МЗ и они хотели приступить к его внедрению. В настоящее время со-
вершаются попытки увязать инициативы по МЗ с производственной стратегией и производственными
процессами.
При этом руководство компаний должно четко и однозначно определить свою миссию, видение,
стратегию и цели своей инициативы по МЗ. Эта задача не является завершенным действием, а пред-
ставляет собой итеративный процесс. Определенные стратегию и цели необходимо пересматривать в
свете будущих требований рынка, развития знаний в соответствующих областях внутри и за пределами
организации и результатов постоянно выполняемой инициативы по МЗ.
Когда организация планирует начать работу по инициативе МЗ, она часто задается такими вопро-
сами, как: с чего начать? какие у нас цели? где мы должны приложить усилия? какие знания должны
быть обеспечены менеджментом сегодня и в будущем? Ответы на эти вопросы не являются легкой
задачей. Тем не менее руководство должно потратить определенное время на обсуждение и опреде-
ление общего направления деятельности по инициативе МЗ. Несмотря на то, что эти стратегические
задачи являются общей обязанностью руководства высшего звена, необходимо привлекать и других со-
трудников к участию в этом процессе, чтобы обеспечить удовлетворение их потребностей и чтобы они
могли интегрировать свои собственные знания в процесс определения стратегии. Нижеприведенные
аспекты могут служить хорошим ориентиром для выполнения такой задачи:
- заявление о миссии МЗ может быть полезным для объяснения того, почему МЗ является важ-
ным для организации и ее конкурентоспособной среды в настоящее время и в будущем;
- в видении МЗ устанавливается, к чему стремится организация в конечном счете, внедряя иници-
ативу по МЗ, и как организация, обеспеченная необходимым МЗ, будет выглядеть в будущем;
- стратегия МЗ определяет этапы и процедуры, содействующие тому, как стать организацией,
обеспеченной МЗ;
- цели МЗ подробно определяют задачи, которые организация хочет достигнуть с помощью ини-
циативы по МЗ с точки зрения поставки продукции и степени улучшения, например, сократить продол-
жительность подготовки предложений по торгам на 30 % в течение следующих шести месяцев посред-
ством повторного применения существующих предложений и документов по предложениям.
Определение стратегии МЗ является важным шагом на пути достижения успешного внедрения
МЗ. Наличие большого количества различных инструментов и методов, обеспечивающих внедрение
МЗ, означает, что организация хорошо понимает свои собственные потребности и задачи, чтобы обе-
спечить необходимый и правильный для нее выбор. Стратегия и цели МЗ будут выполнять функции
исходных точек, обеспечивающих решение задач по проекту в течение следующих этапов, даже при
изменении разрабатываемой стратегии. Это не означает, что разработка стратегии является бесполез-
ным усилием. Без стратегии нет критерия для оценки того, что изменилось, и какие последствия будут
для инициативы по МЗ. Это означает, что стратегия МЗ должна быть однозначной и четкой, разработан-
ной в достаточно короткий период времени и обеспечиваться процессом для мониторинга потребности
в пересмотрах стратегии в будущем.
3.2 Процессы, инструменты и методы
Ниже приводятся отдельные подходы, предусматривающие оказание помощи в разработке стра-
тегии МЗ и объяснение отдельных инструментов, обеспечивающих продвижение первоначальных дей-
ствий по пути определения проекта по внедрению МЗ.
Один из подходов начинается с основной производственной стратегии, которую организация
уже соблюдает. Например, если организация работает на рынках с большим объемом продукции, она