ГОСТ Р 54146—2010
тели документа могут оценить и незамедлительно передать обратную информацию собственнику или
автору документа. Обратная связь должна осуществляться либо руководителями, либо лицами, внося-
щими существенный вклад, или просто пользователями информации. Некоторые организации увязали
обратную информацию по МЗ с ежегодной системой оценки или интегрированным МЗ как части своего
процесса установления задач. Другие механизмы обратной связи могут включать внутреннюю прессу,
Интранет, премии или устное признание на заседаниях персонала.
6.2.3 Действие 3. Определение функций и обязанностей личных и групповых на уровне от-
дела
Первым шагом является учет результатов предыдущих этапов и определение компетенции, не-
обходимой для процесса внедрения каждого этапа.
Ограничения имеющихся в рамках организации ресурсов могут привести к неудаче процесса
внедрения. Для стремления к успеху и его гарантии необходимо создать основную группу в составе
специалистов, поддерживающих правильный обмен, применение и МЗ. Они должны обладать профес-
сиональными навыками и компетенцией, необходимыми для взятия на себя этой обязанности и ее объ-
единения со своей каждодневной работой в организации. Члены такой основной группы могут выпол-
нять различные функции, как показано на примерах ниже. Необходимо отметить, что, например, один
человек может быть ответственен за более чем одну функцию, а функция брокера по знаниям может
быть расширена и может включать любые функции, приведенные ниже в таблице 3.
Таблица 3 — Функции и задачи возможных участников МЗ
Функция
Задачи
Менеджер проекта
- координация проекта МЗ;
- увязка стратегического видения организации с задачей проекта МЗ;
- установление целей процесса внедрения МЗ.
Технологический коор-
динатор
- внедряет технологию, необходимую для проекта МЗ;
- обеспечивает поиск наиболее приемлемых (технологических) решений для преодо-
ления барьеров;
- интегрирует систему МЗ с остальными системами организации;
- зачастую это роль отводится специалистам, ответственным за ИТ.
Менеджер по знаниям
- пробуждает и воодушевляет сотрудников организации на участие в процессе;
- находится в контакте с ними и намерен завладеть их знаниями;
- ведет систему МЗ посредством мотивации сотрудников на ее применение и обе-
спечение участия в ней.
Модератор
- координирует количество и качество содержания информации, вводимой в систе-
му;
- выполняет функции председателя на постоянно проводимых обсуждениях и фору-
мах и обеспечивает их соответствие этическим нормам, установленным в организа-
ции.
Брокер (сетевой) по зна-
ниям
- несет ответственность за введение информации и знаний в рамках организации и за
ее пределами в систему МЗ (поскольку очень большая часть информации и зна-ний,
необходимых для организации, находится, как правило, за ее пределами).
18
6.2.4 Действие 4. План действий: определение этапов, задач, оценок издержек производ-
ства
Процессы и организация — Организационные возможности знаний
Организационные возможности знаний требуют тщательной координации, чтобы обеспечить до-
стижение успешного внедрения. На этом этапе (этап С) устанавливаются выбранные методы МЗ, ин-
струменты и методики. Вот почему некоторые процессы требуют перепроектирования, а используемые
методы и методики — адаптации к специфической организационной среде.
Проектирование или перепроектирование процессов
Выбранные метод МЗ, инструмент или методика (этап С) потребуют выполнения определенных
новых задач или различных методов работы. В зависимости от выбранного типа инструмента может
потребоваться проектирование нового процесса или перепроектирование существующих процессов.
Первым, основным принципом проектирования является объединение задач МЗ с ежедневными зада-
чами для минимизации необходимых изменений и усилий. Вторым важным принципом проектирования