ГОСТ Р 54146—2010
4
будет, как правило, предлагать стандартизованные продукты и услуги. Целью организации является
достижение высокой эффективности посредством стандартизованных продуктов и процессов. Такая
ориентация также требует повторного применения знаний, например, в отделе сбыта посредством ис-
пользования стандартных предложений и в отделе обслуживания потребителей, возможно, посред-
ством базы данных на основе вопросов и ответов, обеспечивающей потребителя точной и правильной
информацией. Поэтому такие организации должны стремиться к кодификации своих знаний, например,
описаний продукта для потребителя и описаний процесса для рабочих и техников. Если организация
работает на рынке, в котором потребители требуют особенных решений по их проблемам и потребно-
стям, стандарты уже не смогут удовлетворить таких потребителей. Должны предлагаться решения на
заказ. В такой среде нет достаточно времени для документального оформления и кодификации всей
соответствующей интеллектуальной собственности — только отдельная конкретизация специальных
знаний сотрудников должна храниться в базе данных для легкой идентификации специалистов внутри
организации. В этом случае обмен знаниями будет происходить непосредственно по телефону, при
личном общении, на рабочем месте или в режиме реального времени (онлайн) и поддерживаться легко
применяемыми инструментами сотрудничества. Однако выбор между такими стратегиями не должен
подразумевать одно или другое решение, а ориентироваться на достижение правильного соотношения
между степенью необходимой кодификации и средством обеспечения прямого обмена знаниями. По-
добные подходы приведены на рисунке 3.
Рисунок 3 — Две общие стратегии МЗ
Эмпирические данные предполагают, что организации начинают работу по внедрению первой
инициативы по МЗ в основном в таких областях, которые они рассматривают как свою основную ком-
петентность, также как маркетинг и продажи, исследования и разработки или производство. В связи с
этим возможный подход может начинаться с выбора производственной области или процессов, кото-
рые должны поддерживаться МЗ, как это представлено на рисунке 4.