ГОСТ Р 54146—2010
21
7 Этап Е. Оценка/Обеспечение стабильности
7.1 Введение
Окончательной целью МЗ является интеграция в рабочие процессы организации, то есть обеспе-
чение стабильности. Однако нельзя предполагать, что такая интеграция произойдет за одну ночь и/или
по распоряжению руководства. В связи с этим в настоящем руководстве мы рекомендуем приступить к
работе со специфических проектов МЗ, поскольку такой подход является опробованным способом
внедрения МЗ в организации. Если такой проект окажется успешным, его результаты должны быть
интегрированы в каждодневную деятельность и распространяться по всему предприятию. Если проект
окажется неуспешным, можно подумать о возможных улучшениях и, возможно, начать с перепроекти-
рованного проекта или даже полностью отказаться от этой идеи.
Для того, чтобы обеспечить принятие решений, описанных выше, необходимо говорить несколько
слов об оценке проекта. В настоящей стандарте речь идет об оценке отдельных проектов МЗ, а не об
измерении знаний или МЗ в общем. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с мето-
дологией по измерению знаний.
В данном подразделе рассмотрены отдельные предложения по идентификации успешных про-
ектов МЗ. Проекты МЗ являются успешными, если:
- существует увеличение объема содержания знания и применения (например, в количестве до-
кументов или положительных оценках по документам в фондах);
- есть вероятность, что проект будет поддержан не только одним или двумя конкретными индиви-
дуумами, то есть проект становится инициативой организации, а не индивидуальным проектом;
- вся организация осознает и понимает понятия «знания» и «МЗ»;
- есть некоторые доказательства получения финансовой прибыли или для самой деятельности
по МЗ (если такая деятельность рассматривается как центр обеспечения прибыли), или для более
крупной организации. Такая увязка должна быть однозначно установлена и может быть только осозна-
ваемой.
Эти предложения носят скорее качественный характер, поскольку они не связаны с такими жест-
кими факторами, как ROI индивидуального проекта. Однако их можно эффективно применять при опе-
ративной оценке на предприятиях, у которых нет возможности или которые не хотят инвестировать в
специфические подходы измерения.
Количественные методы по оценке проекта приведены в следующем подразделе.
7.2 Процессы, инструменты и методы
Усвоенные уроки
Многие проекты завершаются без какой-либо оценки успеха или неудачи проекта. Это часто при-
водит к потере ценной информации, которая может быть исключительно важной для последующих про-
ектов. Подход МЗ, известный как «усвоенные уроки» обеспечивает проведение систематической оцен-
ки всех этапов проектов посредством постановки таких подробных вопросов как: что прошло хорошо?
что не прошло хорошо и почему? что можно улучшить? что необходимо оставить на будущее? Такой
тип оценки обеспечивает преимущества для членов проекта, а также для других коллег по работе. Вот
почему усвоенные уроки должны всегда активно передаваться другим группам по проектам. Это может
быть достигнуто их публикацией в специальной базе данных или Интранете. Однако проблемы могут
возникать, когда отдельные условия не соблюдаются, например, отсутствует среда доверия, в которой
люди могут признавать ошибки.
Анализ рентабельности
Анализ рентабельности (CBA) является инструментом для оценки и сравнения альтернатив, ко-
торый одновременно учитывает количественные и качественные параметры принятых решений. Пред-
условием проведения CBA является определение и установление потребителем его/ее целей, а также
определение показателей для измерения достижения целей. Кроме того, в результате оценки возмож-
ных альтернатив и определения каждого показателя он/она способны установить, какое получено пре-
имущество на каждом этапе по пути к достижению поставленных целей.