ГОСТ Р 54146—2010
23
- изменение начиналось с простых процессов, не являющихся жизненно важными для основного
производства;
- процесс был полностью зарегистрированным, полная регистрация включала не только докумен-
ты, но и историю процесса;
- электронный формат содержания был аналогичен бумажной версии (что помогло в процессе
усвоения темы сотрудниками);
- управление процессами было обеспечено в связи с регистрацией всех действий;
- использование применения является простым и интуитивным.
8.2 Пример 2. База данных по знаниям и картография компетенции
Сектор: механика, гидравлика, пневматика, электроника, оптика и компьютеры.
Предыстория
Настоящее рассмотрение примера распространяется на компанию, проектирующую и произво-
дящую высокотехнологическую продукцию и системы и которая вынуждена выдерживать острую конку-
ренцию с быстроразвивающейся и высокотребовательной средой. Для сдерживания своих конкурентов
компания внедрила два основных подхода к МЗ:
а) создание базы данных по знаниям, чтобы помочь компании в сокращении затрат и задержек
посредством повторного применения существующих решений;
б) картография компетенции для оказания помощи компании в оптимизации процессов принятия
решений.
Усвоенные уроки
Объем базы данных по знаниям не имеет решающего значения, как нередко считается; основным
вопросом является убежденность в применении баз данных.
Тот факт, что размещение всех знаний в базах данных не является возможным, означает, что под-
ход компании к МЗ полагается в значительной степени на картографию компетентности.
8.3 Пример 3. Как эффективно применять знания людей
Сектор: инжиниринг.
Предыстория
Небольшая инжиниринговая компания, которая потеряла свою долю на рынке из-за появления
новой технологии, обнаружила пробелы в знаниях и бреши в цикле процессов знания. В этом случае
выбранным методом по МЗ стало создание группы, предусматривающей поиск более эффективных
способов применения знаний и специальных знаний сотрудников, а также знаний о продуктах и про-
цессах компании. Заседания группы показали, что людей не устраивает трата времени на работе на
неформальные беседы с коллегами: менеджмент риска не функционировал, и была обнаружена по-
требность в отходе от культуры, достойной порицания.
Усвоенные уроки
Свобода для неформального времяпрепровождения на рабочем месте необходима в том случае,
если сотрудники должны обменяться знаниями. Это должно быть принято менеджерами не только в
письменной форме, но и особенно отражено их отношением к этому и действиями. Культура, достойная
порицания, склонна игнорировать риски, и людям должно быть позволено испытывать неудачи на пути
к успеху. Менеджеры должны стать рабочей частью внутренней культуры.
8.4 Пример 4. Менеджмент знаний при обеспечении связи между группами
Сектор: интеграция ИТ/разработка программного обеспечения.
Предыстория
Компания является глобальным провайдером программного обеспечения, содействующая менед-
жменту отношений с потребителями (CRM) и принятию решений. В период быстрого развития представ-
ляется необходимым обеспечить внедрение знаний, которыми обладают сотрудники, и управлять ими
эффективным способом. Долгосрочной целью компании является организация и ведение централизо-
ванной базы знаний, распространяющейся на все аспекты производственной деятельности компании.
Менеджмент знаний при обеспечении связи между группами
Было принято решение обратить особое внимание на один аспект производства и проверить его
на проекте МЗ. Выбранной областью стали взаимодействие и обмен знаниями между группой по про-
ектированию продукта и группой специалистов по продаже и консалтинговым услугам.