ГОСТ Р 54146—2010
15
ные, должны быть привлекательно оформлены и представлять собой информативные места встреч
для неформального обмена информацией, опытом и обсуждений. Они, как правило, расположены в
центральном месте предприятия и обычно оборудованы средствами для предоставления новостных
сводок из различных отделов или от руководства, компьютерными терминалами, досками объявлений и
т.д. В информационных центрах поощряются ведение бесед, взаимодействие и обмен информацией, и,
таким образом, они обеспечивают среду для конструктивных бесед и разговоров. В общем, они могут
характеризоваться как неформальные места рынка знаний.
Справочная информация
Локаторами специальных знаний являются инструменты, обеспечивающие идентификацию ис-
точников знаний в рамках организации (например, информационные издания, называемые «желтые
страницы»). В тоже время они показывают, какие знания в настоящее время отсутствуют и, возможно,
должны быть получены из других организаций. Они также могут представлять собой внутренние рас-
поряжения, распространяющиеся на специальные знания, компетенцию, опыт и т.д. коллег. Они могут,
например, принимать форму расширенных организационных схем или просто перечней телефонов или
комнат.
Применение знания о потребителях
Применение знания о потребителях может принимать различные формы. С одной стороны, оно
описывает систематический сбор и применение знания о потребителях, которые уже есть в организа-
ции (например, в результате оценки отчетов о продажах, рекламаций и т.д.), а с другой — определяет
активную интеграцию потребителей в процессы разработки продукта или улучшения. В обоих случаях
обеспечивается получение ценной информации, которая не может быть создана только в самой орга-
низации.
Интегрированная поддержка ИТ
Информация может храниться, распределяться, объединяться или манипулироваться с помощью
компьютеризированных инструментов. В этом смысле поддержка ИТ играет важную роль в МЗ. Деятель-
ность МСП, как правило, связана с пробелами в интеграции инфраструктуры ИТ. Они могут, например,
применять отдельные автономные инструменты для электронной почты, баз данных по потребителям и
подготовке приказов или предложений. Интегрированный подход к ИТ должен повысить эффектив-
ность рабочего информационного потока и потока знаний. Однако, следует отметить, что технология
обеспечивает только возможность улучшения процессов знаний. Люди должны быть убеждены и под-
готовлены к тому, чтобы достигать максимально возможные преимущества из своих инструментов ИТ.
Усвоение и применение знаний уходящих с работы экспертов
Когда опытные специалисты уходят с работы на предприятии (например, из-за выхода на пен-
сию), их знания и опыт также уходят и оказываются потерянными для предприятия, если не принима-
ются определенные меры. Есть несколько возможностей для выбора: например, предшественник и
сменяющий его могут работать вместе в течение определенного времени (по традиционной модели
«мастер — ученик») или уходящий с работы эксперт может быть принят на работу вновь как консуль-
тант на неполный рабочий день. В любом случае представляется необходимым внимательно проана-
лизировать, какие знания должны быть фактически обеспечены и переданы.
5.3 Выводы
В конце этапа С должны быть достигнуты следующие результаты:
- окончательная подготовка решения по МЗ должна быть установлена;
- адекватные методы и инструменты МЗ должны быть выбраны.
6 Этап D: Внедрение
6.1 Введение
Этап D «Внедрение» распространяется на процессы внедрения решения по МЗ в организации и,
если необходимо, на обучение и подготовку конечных потребителей инструментов и методов.
Несмотря на то, что внедрение представлено в данном документе как отдельный раздел, факти-
чески оно является непрерывной частью МЗ. Процесс внедрения начинается сразу же после идентифи-
кации потребности в МЗ: дальнейшее внедрение потребуется по мере разработки проекта и определе-
ния дополнительных областей, требующих МЗ.