ГОСТ Р 54146—2010
8
Как мы хотим развивать и управлять этими знаниями в будущем, чтобы улучшить наш бизнес?
Производственная область или производственный процесс с его основными областями знания
идентифицированы, и их статус оценен группой менеджмента.
Стратегия МЗ определена, и детальные задачи по проекту МЗ определены.
Группа по проекту МЗ назначена, и спонсор активно и однозначно поддерживает проект.
Менеджер проекта по МЗ назначается из производственной области, выбранной по проекту МЗ,
при участии других потребителей. Специалисты по ИТ и ЛР, а также маркетингу зачастую назначаются
для обеспечения специальных знаний и поддержки группы по проекту.
4 Этап В: Оценка
4.1 Введение
Большинство МСП, оказавшихся в настоящее время перед необходимостью управления знани-
ями, могут уже воспользоваться инструментами и методами, которые могут рассматриваться как до-
казательства внедрения подхода МЗ, но фактически они обычно принимаются скорее всего дезоргани-
зованным способом.
У многих МСП, возможно, нет опыта и необходимых методов для оценки их деятельности в обла-
сти МЗ. Для этого им необходимо ответить на следующие вопросы:
Насколько эффективен наш МЗ в отношении поставленных нами организационных целей?
Есть ли у нас стратегия МЗ?
Чего по-прежнему не хватает?
Что мы сделали не так?
Где мы находимся по сравнению с нашими конкурентами?
Ответы на такие вопросы формируют необходимую основу для дальнейшего развития и успешно-
го внедрения МЗ. Следовательно, необходимым является обеспечение МСП средствами самооценки
настоящего состояния их МЗ. Такой подход может помочь МСП в их позиционировании по отношению к
их фактическому статусу в МЗ. Фактически, поскольку не существует единого способа внедрения МЗ, то
и нет единого способа оценки прогресса организации в МЗ. В таблице ниже приводится несколько мето-
дов/инструментов, которые были успешно внедрены и являются приемлемыми для любого типа МСП.
4.2 Процессы, инструменты и методы
Несколько инструментов и методов оценки завершенности МЗ разработали и успешно применили
на практике многими организациями в течение последних лет. Они различаются в зависимости от объ-
ема работы, требуемой каждой организацией (количество менеджеров, участвующих сотрудников), и
применяемых методов. Для информационных целей в таблице 1 классифицируется несколько таких
методов.
Таблица 1 — Классификация инструментов оценки МЗ
Подход
Объем работы организации
Количественные методы
Качественные методы
Аудит МЗ по Фраунхоферу
Средний
Х
Х
Диагностика МЗ (ДМЗ)
Небольшой
Х
Аудит знания
Большой
Х
Аудит знания
Небольшой
Х
Анализ MOTEx
Средний
Х
Семинар по внедрению МЗ
Небольшой
Х
Еще одним способом классификации инструментов оценки является дифференциация между
диагностическими инструментами, аудитами знания и аудитами МЗ.
Диагностические инструменты, требующие выполнения небольшого объема работы, в основном
применяются в рамках семинара по менеджменту под руководством основного ведущего. Критерии
самооценки, подлежащие применению на семинаре, могут базироваться на основе МЗ.