ГОСТ Р 54146—2010
7
старшего звена. Однако с помощью СЗ группа менеджмента играет ведущую роль в решении вопросов
по преобразованию производства на основе знаний.
Опыт показывает, что разработку СЗ необходимо начинать с интервью собственника предприятия
для того, чтобы идентифицировать ситуацию и определить границы рассматриваемой производствен-
ной ситуации, а также людей, участвующих в процессе. Все шесть этапов можно охватить в течение
однодневного семинара, однако этапы рекомендуется разделить и проводить частичные семинары,
чтобы дать главному ведущему, группе менеджмента и другим членам персонала возможность под-
готовить этапы, осмыслить результаты и поддержать предложения, подкрепив их более подробными
данными.
3.3 Разработка проекта по менеджменту знаний и создание группы проекта по менеджмен-
ту знаний
Успешная инициатива по МЗ должна включать с самого начала ключевых акционеров организа-
ции, поскольку большая часть знаний будет по-прежнему принадлежать отдельным людям. При созда-
нии проекта по МЗ необходимо рассматривать следующие основные аспекты:
- назначение необходимых членов в группу по проекту.
Примечание — Успешные проекты по МЗ должен, как правило, вести собственник процесса идентифи-
цированной области улучшения, а именно, менеджер продаж по проекту МЗ для улучшения процесса продаж, ин-
женер производства как менеджер проекта по наиболее эффективному обмену производственными процедурами и
менеджер исследований и разработок (R&D) для более эффективного использования идей по новому продукту и
уроков, усвоенных в процессе выполнения предшествующих проектов. Отделы ИТ и людских ресурсов (ЛР) так-же
должны участвовать, поскольку они необходимы для внедрения изменений в рамках своих соответствующих
областей;
- активная поддержка руководства высшего звена была идентифицирована как критический фак-
тор успеха. Следовательно, проект должен, как правило, активно поддерживать член группы руковод-
ства.
Пример — Компания по программному обеспечению в составе 400 сотрудников создала группу по
проекту МЗ на основе своего центра инноваций. После первого анализа требований, основанного на
интервью с руководством, были идентифицированы четыре основные области улучшений: знания
проекта, улучшенные знания потребителей, менеджмент профессиональных навыков для поддержки
укомплектования проекта и централизованная обработка информации. На основе этих требований
группа по проекту МЗ разработала четыре пилотных проекта и провела семинар с внешними экспер-
тами МЗ. Их задачей было обсуждение предложений, основанных на двух условиях: за и против. Ре-
шение по пилотным проектам было принято группой руководства, поэтому группа по проекту опре-
делила как необходимое предварительное условие по пилотным проектам МЗ невозможность начала
работ по пилотным проектам без однозначной поддержки членом группы руководства, действующим
как спонсор проекта. После этого были начаты работы по меньшей мере по двум дополнительным
пилотным проектам МЗ.
- в нескольких европейских странах в соответствии с национальными промышленными законами
назначаются рабочие советы организации, наделенные различными правами, например правом полу-
чения информации о всех изменениях и принятии решений по связанным с ними вопросам. Участие
членов рабочего совета является, следовательно, еще одним важным шагом по продвижению МЗ в
некоторых организациях.
В зависимости от решения по МЗ, выбранным организацией, например практикующее сообще-
ство или база знания потребителей, необходимо установить права и обязанности. Может быть полез-
ным преобразовать отдельные права менеджмента проекта в права, требуемые различными методом
или инструментами МЗ.
3.4 Выводы
Другими словами, этап А должен завершаться достижением следующих результатов.
Миссия, видение и стратегия по инициативе МЗ определены и увязаны с общей стратегией пред-
приятия. Видение МЗ является легко понимаемым, и информация легко доводится до сведения всех на
предприятии, помогая ответить на вопросы:
Какие знания важны для нашего бизнеса?
Почему эти знания являются важными для нас?