ГОСТ Р 54146—2010
24
Связи между различными группами уже неформально существовали. В рамках компании суще-
ствовало много различных средств, обеспечивающих распространение знаний, например Интернет,
Интранет, электронная почта и телеконференция. И, наконец, центральный сервер обеспечивал пред-
ставление информации по продажам, маркетинговым компаниями, административным процедурам и
т.д.
Кроме того, в программном обеспечении компании есть модуль, называемый «База знаний». В
рамках компании он применялся для хранения информации и знаний, относящихся к программному
обеспечению. Неотъемлемой частью стратегии МЗ было включение базы знаний в метод «Know-Net»,
который был близок к внедрению. После продолжительного обсуждения было решено опробовать пи-
лотный метод «Know-Net» в рамках выбранной области на примере связи между группой по проекти-
рованию продукта и группой специалистов по продаже и консалтинговым услугам. Кроме того, марке-
тинговая группа обеспечила представление брошюр и выступлений в электронном формате, обеспечив
тем самым создание общего имиджа для внешнего мира.
Усвоенные уроки
Результаты оценки МЗ подтвердили совершенно естественно возможность противостояния из-
менению в работе и методах связи, которая могла быть преодолена главным образом с помощью по-
вышения знания в области МЗ и его понимания посредством проведения семинаров и обсуждений. МЗ
был признан как одно из средств, при помощи которого компания может сохранить свое положение
ведущего поставщика решений по программному обеспечению компьютерного распознавания образов
(CRM). Для сохранения этого положения было необходимо дополнительно повысить эффективность и
результативность связи между группами, а также повысить эффективность и результативность связи
внутри организации.
8.5 Пример 5. Менеджмент знаний в сети малых и средних предприятий
Сектор: ремесленные предприятия.
Предыстория
В сентябре 2000 г. 31 ремесленное предприятие создали кооперацию для обеспечения более
оперативного реагирования на изменения рынка. Общие результаты должны были появиться с помо-
щью совместного сотрудничества и познания. Помимо этого на основе коллективной рыночной кон-
цепции необходимо было создать общую торговую марку. Кроме того, необходимо было реализовать
национальное рыночное присутствие в масштабах области и сократить расходы посредством оптовых
закупок.
Менеджмент знаний в сети малых и средних предприятий
Для обеспечения реализации этой цели необходимо было найти дешевую площадку для обмена
информацией, соединяющую большие географические расстояния и позволяющую наладить более
оперативный, непрерывный поток информации без потери какой-либо информации и обеспечиваю-
щую коллективный поиск решений и разработки. Степень использования установленной площадки для
обмена информацией была после определенного первоначального этапа достаточно низкой из-за до-
ступности только к небольшому объему информации вначале. Однако объем знаний и использование
средства расширялись по мере активизации работы семинаров, которые помещали их коллективные
документы на площадке. Принятие стало еще более активным благодаря примерам успешного при-
менения.
Усвоенные уроки
Расходы на оборудование и программное обеспечение возросли до 80 тысяч евро без учета рас-
ходов на внутреннюю работу, связанную с программированием и вводом знаний, который был обе-
спечен участниками кооперации бесплатно. Необходимо было учитывать дополнительные расходы на
обслуживание оборудования и эксплуатацию, а также на модернизацию услуги.
В будущем выполнение отдельных проектов предполагает повышение эффективности сети зна-
ний, например, с точки зрения улучшенной применяемости, введения дополнительных уровней для
разных сотрудников, внедрения внешних баз данных, а также внедрения предприятий поставщика и
партнера. Кроме того, планируются введение видеоконференций и разработка обучения в режиме он-
лайн.