ГОСТ Р 54146—2010
является рассмотрение всех пяти основных направлений знания сбалансированным образом, исклю-
чающим только одно основное направление знания.
Определение функций и обязанностей
Тесно связанными с проектированием процесса являются определение новых функций и распре-
деление обязанностей. Эти функции зависят от типа стратегии в области знания, который был принят
организацией (см. этап А).
Если организация выбрала подход кодификации, чтобы обеспечить безопасность ноу-хау в до-
кументах и хранить их в базе данных по знаниям (так называемый подход «запаса знания»), в этом
случае функции по проверке качества таких документов должны быть определены. Другой связанной
функцией является ответственность за мониторинг и ведение содержания знания, хранимого в базе
данных.
Если организация руководствуется больше стратегией объединения людей (так называемым под-
ходом потока знаний) и выбрала, например, практикующее сообщество как предпочтительное средство
обеспечения МЗ, в этом случае будут необходимы дополнительные функции, например куратора со-
общества.
Как и в любом процессе внедрения, представляется необходимым скоординированное и всесто-
роннее планирование всех этапов процесса, описание специфических задач и установление издержек
для них.
6.2.5 Действие 5. Выбор применяемых инструментов, которые были уже оценены
После предварительного анализа норм, процедур и протоколов по эффективному применению
системы МЗ может быть принято решение по инструменту, который является наиболее приемлемым
для поддержки процессов принятия решений и обмена информацией в рамках организации.
Информационная технология и инфраструктура
ИТ включает оборудование и программное обеспечение, применяемые как инструменты, обе-
спечивающие менеджмент информации, электронной или письменной, которая идентифицируется и
генерируется в результате МЗ. Зачастую специальные инструменты МЗ, обеспечивающие конечного
потребителя широким набором технических функций, требуют их исполнения для достижения полного
потенциала применения. Стандартизированные применения программного обеспечения, как правило,
обеспечивают свои собственные функции для изменения интерфейса потребителя и добавления от-
дельных специфических функций и общепринятых.
Пример 1 — Одна консалтинговая организация придавала большое значение обеспечению реали-
стичной оценки сотрудников и их способностям. Оптимальное обучение и подготовка сотрудников
обеспечивались скоординированными мерами. Однако фирма была неправа в своем предположении, что
все сотрудники смогут управлять системами. Например, после проверок потребителя в рамках раз-
работки специфического решения по МЗ 75 % функций системы необходимо было остановить и рас-
ширить приемку системы. Через регулярные промежутки времени функции были затем постепенно
подсоединены вновь.
Пример 2 — Проверка приемлемости инструментов информационной технологии
Автопроизводитель приобрел инструмент поиска, применяющий тематические карты для под-
держки своего процесса поиска. Прежде чем первые потребители были обучены работе с новым ин-
струментом поиска, группа из четырех промышленных психологов провела проверку на приемлемость
этого инструмента. Группа проверяла применение программного обеспечения в течение четырех ча-
сов в помещениях организации, анализировала результаты и через десять дней представила отчет.
Проверка на приемлемость обнаружила некоторые существенные проблемы, требующие улучшения.
Удивительным было то, что применение, основанное на применении Интернета, не держало введенной
системы поиска, если потребитель нажимал обратную кнопку на полосе меню команд исследователя
вместо обратной кнопки, обеспечиваемой самим применением. Исследование взаимодействия между
человеком и компьютером показывает, что более чем 80 % обратных действий при применениях на
основе Интернета выполняется посредством применения обратной кнопки на левом конце полосы
меню команд.
Этот недостаток настоящей версии нового инструмента поиска был быстро устранен, и, сле-
довательно, большие ожидания, которые были у потребителей относительно новых применений про-
граммного обеспечения, стало возможным реализовать и избежать разочарования и крушения надежд
сотрудников.
19
6.2.6 Действие 6. Обучение, подготовка и усвоение
Одним из наиболее важных действий является содействие и стимулирование обучения, подго-
товки и усвоения в рамках организации. Обучение и подготовка могут рассматриваться как стимул,