ГОСТ Р 54146—2010
1 Фокусирование внимания на производственной деятельности должно быть центром любой ини-
циативы в области МЗ и представлять собой дополнительную значимость организации, которая может,
как правило, включать разработку стратегии, инновацию продукта (услуги) и разработку, производство и
доставку услуги, поддержку реализации продукции и потребителей. Эти процессы представляют со-бой
внутренний организационный контекст, в котором создается и применяется знание о продуктах и
услугах, потребителях или технологии.
2 Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы как наиболее
широко применяемые: идентификация, создание, хранение, обмен знаниями и их применение. Они
представляют собой второй компонент основы посредством формирования единого процесса.
Рисунок 1 — Основа менеджмента знаний: европейская перспектива
Настоящие виды деятельности реализуются, как правило, в поддержку более широких производ-
ственных процессов. Их интеграция и результативность в рамках организации должны поддерживаться
необходимыми методами и инструментами МЗ.
3 Средства обеспечения представляют собой третий компонент и включают две основные допол-
няющие друг друга категории, называемые персональными и организационными способностями зна-
ниям. Эти способности следует рассматривать как средства обеспечения деятельности в отношении
знаний.
Персональные знания включают такие способности, как амбиции, профессиональные навыки, по-
ведение, опыт, инструменты и пунктуальность, которые должны развиваться на персональном и груп-
повом уровне для генерации улучшений на основе управления знаниями.
Организационными способностями к знаниям являются способности, которые руководители
должны выявить для обеспечения эффективного управления знаниями в рамках процессов повышения
производительности со стороны внутренних участников (менеджеров и рабочих) и внешних участников
(поставщиков и потребителей). Это определение задачи, видения и стратегии, проектирование про-
цессов и организационных структур, измерение, понимание культуры, применение технологии и ин-
фраструктуры, а также развитие коллективно доступного знания организации, то есть так называемого
актива знаний.
Применение СМЗ на практике
V
Руководителям проектов и группам по проекту СМЗ предлагается использовать этот стандарт в
качестве основы для первоначальных обсуждений. Если он поможет организациям в достижении об-
щего понимания, увязке и определении направления своих действий, идентификации аспектов СМЗ,
относящихся к данной организации, понимании правильной комбинации этих аспектов, определении,
какие процессы подлежат управлению и пониманию методов развития СМЗ на организационном и ин-
дивидуальном уровнях, в этом случае необходимость МЗ очевидна и несомненна.
Достижение общего понимания в рамках группы по проекту СМЗ и группы менеджмента является
одним из первых шагов по изменению процесса менеджмента, который организация должна будет сде-