ГО СТ 33783— 2016
3.33 сопротивление усталости деталей КП: Свойство колес, осей и других деталей КП противо
стоять усталости при действии эксплуатационных механических и температурных нагрузок.
3.34 статическая прочность: Прочность, оцениваемая при действии однократных или редко по
вторяющихся (менее 103 раз за срок службы) предельных (экстремальных) нагрузок.
3.35 ступица колоса, зубчатого колеса или тормозного диска: Центральная утолщенная часть
ходового или зубчатого колеса, тормозного диска с отверстием для установки их на оси колесной пары.
П р и ме ч ан и е — Ступица колеса может быть с удлиненным выступом (удлиненная ступица) для форми
рования посадочной поверхности под установку на ней зубчатого колеса (и других деталей).
3.36 схема нагружения: Схематическое изображение силовых факторов, действующих на КП, КБ
или их элементы в эксплуатации.
3.37 термоцикличоская усталость: Процесс постепенного накопления повреждений матери
ала под действием неравномерного многократного нагрева и охлаждения, приводящий к изменению
свойств материала, образованию трещин и разрушению.
3.38 температурные напряжения: Напряжения, возникающие в колесе при фрикционном коло
дочном или дисковом торможении вследствие неравномерных температурных полей.
3.39 _______________________________________________________________________________________________
тормозной диск: Часть дискового тормоза, установленная на боковых сторонах диска колеса
или ступицы тормозного диска.
[ГОСТ 4835— 2013. пункт 3.14]______________________________________________________________________
3.40 технологическая ось: Деталь, устанавливаемая в испытуемое колесо для создания в нем
кругового изгибающего момента при испытаниях его на усталость.
3.41 центробежные силы: Объемные силы, обусловленные вращением колеса как инерционной
массы и направленные от оси вращения (учитываются при скоростях выше 250 км/ч).
4 Общие положения
4.1 Определение значений показателей прочности следует проводить при изменении конструкции
КП. а также для серийно выпускаемых КП в случае изменения условий эксплуатации, приводящих к
изменению действующих на них нагрузок (увеличение конструкционной скорости, эксплуатационных
нагрузок).
П р и м е ч а н и е — Под изменением конструкции КП понимают:
- изменение расположениядеталей между колесами КП или применение новыхдеталей, изменяющих схему
нагружения:
- изменение формы и размеров диска (в т.ч. офсета), обода, ступицы колеса:
- изменение наружного или внутреннего диаметра оси КП. формы и размеров галтелей, расположения по
садочных и присоединительных зон по длине оси.
4.2 Наименования определяемых показателей прочности КП (КБ) и методы их определения при
ведены в таблице 1.
Т а б л и ц а !
Наименование показателя
Метод определения
1 Предел выносливости натурного колеса при нагружении циклическим круговым изги
бом1/. МПа
7.6.3
2 Предел выносливости натурнойоси принагружении циклическим круговымизгибом1). МПа
7.6.2
3 Коэффициент запаса статической прочностидиска колеса КП21
7.7.2.1
4 Коэффициент запаса статической прочности оси КП2>
7.7.1.1
5 Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса КП21
7.7.2.2
6 Коэффициент запаса сопротивления усталости оси КП2)
7.7.1.2
7 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания цельного колеса3). МПа
7.11.4
8 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания чернового бандажа3*. МПа
7.11.4
4