ГО СТ 33783— 2016
3.13 _______________________________________________________________________________________________
колесо цельное (ходовое): Цельная деталь колесной пары с ободом, дисковой частью и ступицей.
[ГОСТ 11018— 2011, пункт 3.4]______________________________________________________________________
3.14 колесо ходовое: Деталь КП и КБ. представляющая собой цельную деталь или сборочную
единицу, при вращении которой в непосредственном контакте с рельсом осуществляется перемещение
железнодорожного ПС.
3.15 колесный центр: Деталь составного колеса с ободом, дисковой, коробчатой (двухдисковой)
или спицевой частью и ступицей, расположенная между бандажом и осью КП.
3.16 колесный узел (КУ): Сборочная единица, состоящая из полуоси, неподвижно закрепленного
колеса с тормозными дисками, буксовых узлов (наружного и внутреннего) и других деталей.
3.17 колесная пара немоторная: КП. не передающая тягового усилия.
3.18 моторная колесная пара: КП. передающая тяговое усилие при вращении.
3.19 набегающее колесо: Колесо, набегающее на наружный рельс и являющееся направляющим
при вписывании ПС в кривые участки пути.
3.20 _______________________________________________________________________________________________
обод колеса: Наружная утолщенная часть цельного колеса, имеющая специальный профиль.
обеспечивающий его контакт с рельсом и задаваемые условия контакта.
[ГОСТ 11018— 2011, пункт 3.7]______________________________________________________________________
3.21 _______________________________________________________________________________________________
обод колесного центра: Наружная утолщенная часть колесного центра, предназначенная для
посадки бандажа.
[ГОСТ 11018— 2011, пункт 3.12]_____________________________________________________________________
3.22 ось колесной пары: Элемент колесной пары подвижного состава, представляющий собой
цельную деталь круглого поперечного сечения, имеющую разные диаметры по длине в зависимости от
частей и усилий, возникающих в них.
3.23 остаточные напряжения: Напряжения, возникающие вследствие технологических и эксплу
атационных воздействий (тепловых или механических) и остающиеся в конструкции после снятия этих
воздействий.
3.24 офсет: Конструкционное смещение обода (бандажа) колеса относительно ступицы колеса
(колесного центра) в радиальном сечении.
3.25 полигонные ходовые испытания: Испытания КП. КБ при движении ПС. проводимые в уста
новленном порядке на аттестованном участке пути или на действующих магистральных железнодорож
ных путях, характерных для условий эксплуатации и назначения ПС.
3.26 полуось колесного узла. Элемент КУ, на котором монтируются ходовое колесо с тормозны
ми дисками и подшипники.
3.27 _______________________________________________________________________________________________
полый вал: Элемент тягового привода, охватывающий среднюю часть оси КП и передающий
крутящий момент от зубчатого колеса КП.
[ГОСТ 11018— 2011, пункт 3.25]_____________________________________________________________________
3.28 прототип КП, КБ: КП. КБ или их элементы (колесо, ось), аналогичные проверяемой по кон
струкции. материалу, технологии изготовления и (или) условиям нагружения при эксплуатации.
3.29 предел выносливости оси КП (полуоси КБ): Наибольшая амплитуда цикла регулярного
нагружения оси КП (полуоси КБ) циклическим симметричным круговым изгибом, которую ось (полуось)
выдерживает без образования усталостной трещины до базового числа циклов.
3.30 предел выносливости колоса КП (КБ): Наибольшая амплитуда цикла регулярного нагру
жения колеса КП (КБ) циклическим круговым изгибом, отнесенная к фиксированному среднему напря
жению цикла, которую колесо выдерживает без образования усталостной трещины до базового числа
циклов.
3.31 прочность: Свойство детали или конструкции воспринимать воздействие внешних сил без
разрушения и без изменения геометрических размеров вследствие пластических деформаций.
П р и м е ч а н и е — Термин не распространяется на оценку состояния рабочих поверхностей обода цель
ного колеса и бандажа составного (выщербины, износ, наплывы и т.п.).
3.32 сбегающее колесо: Колесо КП. противоположное набегающему.
3