ГО СТ 33783— 2016
°
При ориентировочных расчетах для литых колесных центров рекомендуется принимать значения
v
°-1Д
= 0,08 ♦ 0.1. для цельных колес и
-1Д
= 0.06 ♦ 0.08.
Допустимая вероятность безотказности работы оси и колеса за время эксплуатации должна быть
не менее 0.999.
7.9 Расчет прочности соединения бандажа с колесным центром
7.9.1 Прочность соединения бандажа с колесным центром оценивают по значению крутящего мо
мента
Mtf>.
кНм. передаваемого соединением при расчетном натяге д£. установленном в ГОСТ 11018, по
формуле
2
V j Z P Mi " » . .(*9)
где р(, — расчетное значение контактного давления при расчетном натяге д£ (МПа) и ширина /-й части
длины контакта,
/■. — коэффициент трения сдвига в соединении - 0.20;
Мтах ~~
максимальный крутящий момент, действующий на колесо при эксплуатации, кН м.
Оценка прочности соединения бандажа с колесным центром может быть проведена по формулам
или с помощью метода конечных элементов в упругопластической постановке.
7.9.2 Натяг Д", м. создаваемый при насадке бандажа на колесный центр и используемый при рас
чете контактного давления
р ,
, вычисляют по формуле
\ 6= A
m
- A
cm
- V(60)
где Дм- монтажный (технологический) натяг посадки бандажа на колесный центр по ГОСТ 11018, м;
Дсм = 1,2 (f?zt +
Rz2)
— значения смятия микронеровностей поверхностей сопряжений, м;
Дус s 0,2дм— «усадка» колесного центра вследствие пластических деформаций по ГОСТ 11018, м.
Снижение натяга (ослабление посадки) вследствие нагрева бандажа при колодочном торможе
нии. Д0СП, м. определяют по формуле
Доел = Л, ♦ *2.(61)
где Д, — снижение натяга из-за неравномерного температурного поля колеса при нагреве, м.
Д2 — снижение натяга из-за наличия перепада температур бандажа и центра в зоне контакта, м
(«термическое сопротивление контакта»).
Для пассажирских локомотивов характерным режимом торможения, по которому оценивают проч
ность соединения бандажа с колесным центром, являются экстренные (остановочные) торможения с
конструкционной скорости. При этом прочность соединения оценивают расчетом и определяют экс
периментально из условия реализации наибольших по техническим характеристикам усилий от 5 до 7
торможений.
Для грузовых и маневровых локомотивов характерными режимами торможения, по которым оце
нивают прочность соединения бандажа с колесным центром, являются длительные торможения на за
тяжных спусках.
Снижение натяга Дг м. вследствие нагрева бандажа при длительном торможении определяют по
формуле
А ,-0 .3 3 10 7“ "
b
^S ’1(
i
- 8 °’0Wr|o,-(62)
Снижение натяга д2. м. вследствие перепада температур в зоне контакта («термическое сопро
тивление контакта») определяют по формуле
Д2 = rx’D1
Rq.
(63)
Суммарное снижение натяга Д ^ ,,, м. в режиме длительного торможения определяют по формуле
Аосп 3 0.33 10 7( l - e °ю^ О , •a-D,
Rq.
(64)
26