ГО СТ 33783— 2016
" . - - ^ - Н л Д(45)
Oman
где s t — предел текучести материала. МПа;
— максимальные суммарные эквивалентные напряжения. МПа;
[лс] — допускаемый коэффициент запаса статической прочности, диска колеса, принимают;
- для КП локомотивов и СПС - не менее 1,0;
П р и м е ч а н и е — Для КП локомотивов допускается пластическая деформация в зоне обода колесного
центра после посадки бандажа на колесный центр. При этом усадка обода колесного центрадолжна быть не более
20 % максимального натяга, определенного перед формированием.
Максимальные суммарные эквивалентные напряжения, в ти , от монтажных, остаточных и внеш
них воздействий в наиболее нагруженном месте дисковой или спицевой части колеса определяют по
формулам
г j
------------------------------------------------------------
Оmax ~
—
V<°1" °2>2 * («2 “ «3)2 f («3 “ ©тГ.(46)
ИЛИ С та х “ <*1“ « О з ,
(47)
где о,. <т2, <т3 — главные напряжения.
а — отношение предела текучести при растяжении к пределу текучести при сжатии.
7.7.2.2 Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса.
пул
определяют по формуле
Пум
оа
д
к 2
Oaifci
(48)
где оаД — предел выносливости в амплитудах цикла МПа. полученный по 7.6.3.1 или при стендовых
испытаниях натурного колеса при асимметричном цикле нагружения регулярным круговым
изгибом;
oaj — расчетное наибольшее значение амплитуды главного напряжения от динамических эксплуа
тационных нагрузок в выбранной точке колеса в нормированном режиме нагружения;
к2
— коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного
среднего напряжения цикла, определенного в расчетном эксплуатационном режиме;
кл
— коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного
среднего напряжения цикла, имевших место при стендовых испытаниях натурных образцов
колес.
Коэффициенты /с,,
к2
определяют по формуле
1-0 -0.42
*1.23.
(49)
где
от1
— суммарное среднее напряжение цикла; напряжения растяжения принимают со знаком
плюс, сжатия — со знаком минус;
[пук]
— допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости колеса, принимают:
-не менее 1,3 — при наличии результатов расчетов на прочность с учетом ранее проведенных
стендовых испытаний на усталость колес и результатов полигонных испытаний;
-не менее 1.5 — при наличии результатов расчетов на прочность с учетом ранее проведенных
стендовых испытаний колес на усталость;
-не менее 1.7 — при наличии результатов предварительных расчетов на прочность (при отсут
ствии полигонных и стендовых испытаний колес на усталость).
7.8 Оценка вероятности повреждения колеса и оси
7.8.1 Оценку вероятности усталостного повреждения колеса и оси выполняют с использованием
характеристик сопротивления материалов и НДС конструкции, а также гистограмм распределения на
пряжений по результатам стендовых и полигонных испытаний.
7.8.2 Для проведения оценки вероятности повреждения колеса и оси обработку результатов поли
гонных испытаний, итогом которых является совокупность выборок амплитуд напряжений и их частот,
выполняют в следующем порядке:
23