ГОСТ Р 51814.1-2004
Введение*
В настоящем стандарте установлены особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001—
2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные
части.
ИСО/ТУ 16949:2002 были разработаны Международной целевой группой автомобильной про
мышленности (IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей, зарегистрированной
в качестве корпорации (JAMA), при поддержке Технического комитета ИСО/ТК 176 «Менеджмент
качества и обеспечение качества».
Настоящий стандарт включает требования ГОСТ Р ИСО 9001—2001 (аутентичный перевод
ИСО 9001:2000), которые заключены в рамки. Дополнительные отраслевые требования даны вне
рамок.
Общие положения
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Общие положения
Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организа
ции. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяю
щиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и
структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем
менеджмента качества или документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, явля
ются дополняющими по отношению к требованиям к продукции**. Информация, обозначенная
как «Примечание», носит характер методических указаний для понимания или разъяснения
соответствующего требования.
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая
органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования
потребителей, регламентов и собственные требования.
При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, уста
новленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Процессный подход
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Процессный подход
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода* при разработке, внед
рении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удов
летворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менедж
мент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресур
сы и управляемая с целью преобразования входои в выходы, может рассматриваться как процесс.
Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодейст
вием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом*.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обес
печивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и
взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.___________
* Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО/ТУ 16949:2002.
•* Требованиями в настоящем стандарте являются нормы, вводимые модальным глаголом «доджей*.
Положения стандарта, вводимые модальным глаголом «следует», носят рекомендательный характер.
IV