ГОСТ Р 51814.1-2004
8 Измерение, анализ и улучшение
8.1 Обшие положения
Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа
и улучшения, необходимые для:
а) демонстрации соответствия продукции;
б) обеспечения соответствия системы менеджмента качества;
в) постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.
Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических и
область их использования
8.1.1 Определение статистических методов
Соответствующие статистические методы для каждого процесса должны быть установлены в
ходе планирования качества продукции и включены в план управления.
8.1.2 Знание основных статистических понятий
Основные понятия, такие, как вариация, управление (стабильность), возможности процесса и
излишняя регулировка, должны быть поняты всеми и применяться во всей организации.
8.2 Мониторинг и измерение
8.2.1 Удовлетворенность потребителей
Организация должна проводить мониторинг информации, касающейся восприятия потреби
телем выполнения организацией его требований, как одного из способов измерения работы
системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования
этой информации.
П р и м с ч а н и с —Рекомендуется уделять внимание как внутренним, так и внешним потребителям.
8.2.1.1 Удовлетворенность потребителей — дополнение
Удовлетворенность потребителей организацией проверяют постоянным оцениванием функцио
нирования процессов жизненного цикла продукции. К основным показателям деятельности относят:
- показатели качества поставляемых компонентов;
- нарушения требований потребителей, включая возвраты изделий из эксплуатации:
- выполнение графика поставки (включая случаи дополнительных поставок);
- уведомления потребителей, касающиеся вопросов качества или поставки.
Организациядолжна проводить мониторинг показателей процессов производства, чтобы подтвер
дить соответствие требованиям потребителей по качеств)’ продукции и эффективность процессов.
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)
Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные ин
тервалы с целью установления того, что система менеджмента качества:
а) соответствует запланированным мероприятиям (7.1). требованиям настоящего стандарта и
требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
б) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов
и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область
применения, частота и методы аудитовдолжны быть определены. Выбор аудиторов и проведение
аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы
не должны проверять свою собственную работу.
Ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, а также к отчетности
о результатах и поддержанию в рабочем состоянии записей (4.2.4) должны быть определены в
документированной процедуре.
Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечивать,
чтобы действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоот
ветствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать верификацию пред
принятых мер и отчет о результатах верификации (8.5.2).
П р и м е ч а н и е —См. ГОСТ Р ИСО 19011.
22