ГОСТ РИСО 21500—2014
3.9Компетенция персонала проекта
Для обеспечения эффективного проектного менеджмента требуются люди, обладающие знани
ями процессов и принципов проектного менеджмента. Необходимо мотивировать персонал проекта
развивать и демонстрировать данные профессиональные навыки с тем. чтобы решать задачи проек
та и достигать его целей.
В состав проектной команды должны входить компетентные специалисты, умеющие применять
свои знания и навыки для достижения результатов проекта. Существование различий между необхо
димыми и имеющимися навыками может являться источником риска проекта и требует принятия
со ответствующих мер.
Можно выделить следующие категории компетенций в области проектного менеджмента:
- технические знания и навыки, позволяющие осуществлять системное управление проектом, в
том числе знания о терминологии, принципах и процессах проектного менеджмента, приведенные в
настоящем стандарте;
• поведенческие компетенции, определяющие способность руководителя строить отношения с
участниками проекта;
- контекстные компетенции, связанные с управлением проектом в рамках определенной орга
низационной среды и внешнего окружения.
Повышение компетентности специалистов может осуществляться посредством тренингов, ко
учинга и наставничества, проводимых в рамках организации или за ее пределами.
3.10 Жизненный цикл проекта
Проекты, как правило, подразделяют на фазы, состав и содержание которых определяется по
требностями управления и контроля. Фазы жизненного цикла выполняют в логической последова
тельности. имеющей начало и окончание, и используют входные данные для получения результатов.
Для эффективного проектного менеджмента на протяжении всего его жизненного цикла, в рамках
каждой фазы следует выполнить определенный набор действий. Фазы позволяют разделить проект на
несколько обособленно управляемых элементов, совокупность которых составляет жизненный цикл
проекта.
Жизненный цикл проекта охватывает период времени от начала проекта до его планового окон
чания или досрочного прекращения. Границами фаз жизненного цикла проекта обычно являются точ ки
принятия решений, состав которых может зависеть от организационного окружения проекта. Точки
принятия решений облегчают руководство проектом. На момент окончания последней фазы жизнен
ного цикла проекта должны быть получены все результаты.
В целях менеджмента проекта на протяжении его жизненного цикла процессы проектного ме
неджмента должны использоваться как для проекта в целом, так и для его отдельных фаз командой
проекта или подпроектов.
3.11 Проектные ограничения
Существует несколько типов ограничений и. поскольку ограничения часто являются взаимоза
висимыми. менеджер проекта должен соблюдать баланс между различными ограничениями. Резуль
таты проекта должны соответствовать предъявляемым требованиям, и должны быть увязаны с уста
новленными ограничениями, касающимися содержания проекта, качества, графика и затрат. Ограни
чения взаимосвязаны так. что изменения одного из них могут повлечь за собой изменения других.
Таким образом, ограничения могут влиять на решения, принимаемые в рамках процессов проектного
менеджмента.
Достижение согласия между ключевыми заинтересованными лицами проекта относительно су
ществующих ограничений создает основу для успешного выполнения проекта.
Ограничения могут быть установлены на различные параметры проекта, такие как:
• длительность или целевая дата окончания проекта;
• доступность бюджета проекта;
• доступность таких ресурсов проекта, как человеческие ресурсы, площади, оборудование, ма
териалы. инструменты и другие ресурсы, необходимые для выполнения проекта в соответствии с су
ществующими требованиями;
• факторы, связанные с обеспечением безопасности труда;
• допустимый уровень риска проекта;
9