9
Руководство должно постоянно получать информацию о р асходах на обеспечение качества и контролиро вать их для взаимоувязки с другими статьями расходов, такими как сбыт, товарооборот или прибавочная стои мость, с целью:
а) оценки адек ватности и эффе ктивности системы управления качеством;
b) определения дополнительных областей, требующих внимания;
с) определения целей в области качества и затрат на его обеспечени е.
- 7 Качество в области маркетинга
7.1 Требования в области маркетинга
Функция марк етинга должна играть ведущую роль в определении тр ебо ваний, пр ед ъявля емых к качеству продукции. Она должна:
а) определять потребность в продукции ил и услуге;
b) точно определять рыноч ный спрос и область реализации, т.к. это важ но для оц енки сортности, каче ства, коли чества, цены и сроков произ водства продукции или услуги;
с) давать ч еткое определение требований потребителя на основе постоянного анализа контракто в или потребностей рынка ; эти действия включают учет любых неустановленных нужд или тенденций со стороны потребителей;
d) четко информировать в рамках компании о всех требованиях , предъявляемых потребителем.
7.2 Краткое описание продукции
Функция маркетинга должна обеспечивать компанию официальным отчетом или руководящими указаниями по требованиям, предъявляемым к продукции ( например, кратк им описани ем продукции) . Краткое описание продукции содержит требования и пожелания потребит еля в виде предварительного набора технических требований, которые послужат основой для выполнения последующих работ по проектированию/разработкам (см. примечание 2). В числе элементов, включаемых в краткое описание продукции , могут быть следующие требования:
а) эксплуатационные характеристи ки, такие как прочность, надежность, стойкость к коррози и, теплостойкость и работоспособность, а та кже другие определяемые свойст ва продукции;
b) органолептические характеристики (например , визуальные , вкусовые , осязательные , ароматические );
с) вопросы бе зопасности и условий о к ружавшей среды;
d) приемлемые стандарты и законодательные регламенты;
e) упаковка, транспортировка, погрузка-разгру зка или хранение;
f) обеспечение/проверка качества.
Примечание 2. Использование термина “проектирование/разработка” включает:
- разр аботку прое ктов продукции, отвечающей требованиям потребителя (разработк у но вых продуктов или расширение существующих проду ктов );
- разработку прое ктов технологическ их процессов , отвечающих требован иям продукции.
7.3 Обратная связь с потребителем
Функция маркетинга должна устанавливать контроль информации и систему обратной связи на непрерывной основе. Вся информация, относящаяся к кач еству продукта или услуги, должна ана лизироваться , сравн ив аться, интерпретироваться и доводиться до сведе ния в соответствии с установленными процедурами. Такая информация поможет опреде лить хара ктер и объем проб лем , связанных с продукцией или услугой, в связи с опытом и пожеланиями потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может я виться средством получения данных, необходимых как для внесения во зможных изменений в проект, так и для соот ветствующих действий руководства (см. также 8.8, 8.9 и 16.3).
7.4 Совместные ра зр аботки
При разработке новых продуктов и материалов, требования к качеству , пред ъя вл яем ые заранее поль зователями, часто показаны с точки зрения качества, а не определяются точно и количе ственно. В таких случаях может быть произведена совместная разработка в сотрудничестве с потребителем, чтобы выяснить требования путем повторения процесса отгруз ки образцов , пробного испо ль зования и оценки.