25
- методики испытаний;
- рабочие инструкции;
- о перационные карты;
- руководство по качеству (см. 5.3.2) ;
- операционные процедуры;
- процедуры об есп ечения качества.
17.3 Регистрация данных о качестве
Система качества должна предусматривать в рабочем состоянии данных, демонстрирующих достижение требуемого качества продукции и обеспечивающих проверку эффективной работы самой системы качества.
Ниже перечислены примеры типов документов, регистрирующих данные о качестве и требующих контроля:
- протоколы технического контроля;
- данные , полученные в результате испытаний;
- протоколы квалификационных испытаний;
- отчеты по оценке достоверност ь;
- отчеты проверок;
- отчеты о п ериодич еской проверке материалов;
- данные калибро вки;
- отчеты о затратах на обеспечение качества.
Зарегистрированные данные о качестве должны сохраняться в течение установленного периода времени и таким образом, чтобы их можно было использовать при анализе тенденций развития требований к качеству и эффе ктивности проведения мер корректирующего воздействия . При хранении данных о качестве должны предприниматься меры предосторожности, предотвращающие их порчу, утерю, несанкционирован ное изменен ие и ухудшен ие их состояния из-за условий окружающей среды.
- 18 Персонал
18.1 Подготовка
18.1.1 Общие положения
Следует определять необходимость и устанавливать методы подготовки персонала. Подгото вка до лжна охватывать все уровни персонала в рамках организации. Особое вн имание следует обратить на отбор и подготовку специалисто в, при влеченных со стороны и специа листов, назначенных на новые до лжности.
18.1.2 Исполнительный и руководящий персонал
Подготовку следует проводить таким образом, чтобы руководящий персонал мог понимать принципы системы качества вместе с техническими средствами и методиками, необходимыми для руководящего персонала и обеспечи вающими их участие в функционировании системы. От руководства также требуется понимание имеющихся в наличии критериев , позволяющ их оценить эффе ктивность системы.
18.1.3 Технический персонал
Подготовка технического п ерсонала должна способствовать их более эффективному участию в реализации системы качества. Подготовка не должна ограничиваться только тем кругом обязанностей, которые он выполняет по обесп еч ению качест ва: она должна распространяться на такие области, как маркетинг, материально-техническое снабжение, разработка технологичес кого проц есса и продукции. Особое внимание с ле дует уделять подготовке в области таких статистических методов, как и зучение возможностей технологического процесса, статистические выборки, сбор информации и ее анализ, определение и анали з проблем и проведение мер корре лирующего воздействия.
18.1.4 Производственные контролеры и рабочие
Вс е производственные контрол еры и рабочие должны проходить всестороннюю подготовку, обеспечив ающую приобр етени е м етодов и навыков, необходимых д ля выполнения ими работы, т.е. правильно е выполнени е работы с использованием н еобходимых инструментов, оборудования