6
b) оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;
с) производственное оборудование;
d) контрольное, испытательное и проверочное оборудование;
e) контрольно-измерительные приборы и программно е обеспечение ЭВМ.
Руко водство должно определять уров ень компетенции, опыта и подготовки, необход имый для персонала (см. раздел 18).
Руководство должно определять показатели качества, влияющие на положен ие на рынке, и цели свя занные с прои зводством но вой продукции, технологических процессов или услуг (включая новые технологии) для распределения ресурсов компаний по времени и на плановой основе.
Программы и графики распределения этих ресурсов и квалифицированного персонала до лжны отвечать общим целям, стоящим перед компанией.
5.2.5 Рабочие процедуры
Система качества должна быть организована таким образом, чтобы осущест влять адекватный и постоянный контроль над всеми видами деятельности, влияющими на качест во.
Эта система должна особо учитывать проведение предупредительных мероприятий, исключающих возникновение проблем, и одновременно своевременное реагирование на возникающие отказы и их испр авление.
При осуществлении общей политики и реализации целей в о бласти качества должны разрабатываться, публиковаться и поддерживаться в рабоч ем состоянии рабочие процедуры, координирующие различны е виды деятельности и обеспечивающие эффективное функц ион ирование систем качества. Эти процедуры должны определять цели и характеристики различных видов деятельности, влияющих на качество (например , п роектирование, разработку продукции, материально-техническое снабжение , производство и сбыт продукции).
Все процедуры , составле нные в письменной форме , до лжны быть изложены на простом, ч ет ком и понятном языке с указанием используемых методов и критериев , которым они должны отвечать.
5.3 Документация системы
5.3.1 Политика и процедуры в области качества.
Все элементы , требования ми положения , принятые компанией д ля своей системы качества , должны быть до кументированы в форме политики и процедур, изложенных в пи сьменном виде, систематиз ировано и в определенном порядке. Такая документация должна обеспечивать е диное понимание политики и процедур в области качества (например , программ/планов/руководств/протоколов качества).
Система качества должна включать соответствующие положения по правильному определению, распределению , сбору и поддержанию в рабочем состоянии документов и протоколов по качеству. Однако, необходимо следить за тем, чтобы объем документации ограничивался практическ ими целями (см. раздел 17).
5.3.2 Руководст во по упра влению качеством
5.3.2.1 Типичной формой основного документа, используемого при разработке и внедрении системы качества, является “Руководство по управлению качеством ”.
5.3.2.2 Основным назначением “Руководства по управлению качеством” явля ется обеспечение соответствующего описания системы управления качеством и выполнение функций постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии этой системы.
5.3.2.3 Необходимо разработать методы внесения изменений, пересмотра содержания руководства по качеству.
5.3.2.4 В более крупных компаниях документация на систему управ ления качеством может быть подготовлена в различных формах в кл ючая следующие:
а) общее руководство по управлению качеством;
b) отдельные руко водства по управлению качеством для различных подразделений ком пании;
с) специализированные руководства по качеству (например, руководства по проектированию разработке, материально-техническому снабжению, работе над проектом, рабоч ие инструкции).
5.3.3 Планы обеспечения кач ества