ГОСТ 33788—2016
Допускается определять мгновенное значение коэффициента запаса устойчивости от схода коле
са с рельса по формуле:
^_
\qP -fi
ус1 + //tg/?
н 2bСС
2
^нн ^2
2(Ьсс
2
)
Ош
/
д/д/
Ь - а ?
+ q
1
+ Г! Н Р
2(Ь^ и с£|
АОш
/ д /
^.нн 2b#2Ь - с ц
д /
+ МЯ !
+
(’-и
"р
где /?— угол наклона образующей гребня колеса к горизонтали, градус, для колес без износа по
ГОСТ 10791 принимают/? = 60°;
М
— коэффициент трения между гребнем колеса и рельсом, принимают 0,30;
ош
— вертикальная статическая сила, действующая на шейку оси колесной пары при данном
режиме загрузки вагона, Н;
я
— сила тяжести массы неподрессоренных частей, приходящихся на колесную пару, Н;
2Ь— расстояние между серединами шеек оси колесной пары, м, принимают по номинальному
значению по ГОСТ 22780;
«-], «2— расчетные расстояния от точек контакта колес с рельсами до середины соответствую
щих (набегающей и ненабегающей) шеек оси колесной пары, м, для колесных пар по
ГОСТ 4835 принимают 0,25 и 0,22 м соответственно;
/— расстояние между кругами катания колес колесной пары с рельсами, м, для колесных
пар по ГОСТ 4835 принимают по номинальному значению / = 1,58 м;
г
— радиус круга катания колеса, м, для колес по ГОСТ 10791 принимают по номинальному
значению
г-
1,45 м;
Кд,
К""
— коэффициент динамической добавки необрессоренных частей для набегающего и нена
бегающего колес соответственно, коэффициенты принимают положительными в случае
обезгрузки колес;
Нр— рамная сила (принимается положительной в случае направления в сторону набегающего
колеса), Н.
9.4.7Минимальное значение коэффициента запаса устойчивости от схода колеса с рельса опре
деляют по текущим значениям с вероятностью 0,0015.
9.5Испытания на сопротивление усталости
9.5.1 При обработке результатов испытаний используют главное напряжение. Для боковой рамы
и надрессорной балки обработку результатов испытаний проводят по действующей силе. Для получе
ния мгновенных значений напряжения используют методы обработки по 9.1.1. Амплитуды напряжения
определяют методом полных циклов или методом «дождя» по ГОСТ 25.101 (пункт 3.3.3).
Допускается дополнять результаты измерения напряжения результатами расчета напряжения,
действующего в месте образования трещины.
9.5.2 Ниже приведен метод обработки результатов испытаний для боковой рамы и надрессорной
балки. Обработка по амплитудам напряжения проводится аналогично. Расчеты проводят с точностью до
шести знаков после запятой.
Средние значения логарифмов амплитуд переменной силы (lg
Ра) ,
Н, и чисел циклов (IgA/) до
появления трещины определяют по формулам:
Ш
, .
(9-12)
- Ц Г а
П
/=1
(|дЛ/) = -£|дЛ/,,(9.13)
п
/=1
где
п
— число испытанных образцов;
Paj
— амплитуда переменной силы уровня /’;
Nj
— число циклов до появления трещины при испытаниях с амплитудой переменной силы уровня /’;
/— порядковый номер уровня переменной силы.
17