ГОСТ 33788—2016
Для установленных по направлению главных относительных деформаций
е1?
г2
тензорезисторов
соответствующие главные напряжения
ov а2,
Па, определяют по формулам:
о
1=
Е £1
+
Уе2
(9.2)
1-Д2
ст2 =
е £2
+
(9.3)
i V ’
где £■— модуль Юнга материала, Па;
// — коэффициент Пуассона материала.
Формулы (9.2) и (9.3) справедливы для изотропного материала.
Для установленных по ортогональным направлениям
х, у
и под углом 45° к ним тензорезисторов,
измеряющих относительные деформации,
ех, еу,
г45, соответствующие главные относительные дефор
мации
sp
е
2
определяют по формулам:
«1
£х
+
£у
+
£х£
у
cos2
а )’
(9.4)
f
~-х
+
£у
V
£х£у
cos 2
a ) ’
?£45 ~ [ £х
+
£
Эквивалентное напряжение <7Э, Па, определяют по формуле:
(9.5)
tg2
а
= ----------
-
--------
у)
(9.6)
£х ~ £у
(9.7)
9.1.2 Напряжения от действия каждой из сил в отдельности суммируют согласно сочетаниям
одновременно действующих сил в режимах, указанных в ГОСТ 33211 [пункт 4.1.1, перечисление а)].
Допускается при отличии значения приложенной силы при испытаниях от нормативного в пределах ±
15 % при совпадении схем приложения использовать для относительной деформации коэффициент
масштабирования, равный отношению значения нормативной силы к значению силы при испытаниях.
9.2 Испытания на прочность при соударении
9.2.1 Для получения мгновенных значений напряжения при действии продольной силы в автос
цепку вагона и вертикальной составляющей силы инерции по по 8.2.2, перечисление г), используют
методы обработки по 9.1.1. Максимальные с учетом знака значения напряжения определяют методом
экстремумов по ГОСТ 25.101 (пункт 3.2.1).
9.2.2 Строят зависимость максимальных значений напряжения по 9.2.1 от силы, действующей
в автосцепку. По полученной зависимости, интерполированной линейным сплайном, определяют
значение напряжения, соответствующее нормативной силе по ГОСТ 33211 [пункт 4.1.1, перечисле
ние а)].
9.2.3 Для силы, действующей в автосцепку грузового вагона в режиме I б в соответствии с
ГОСТ 33211 [пункта 4.1.1, перечисление б)], принимают значение напряжения по полученной по 9.2.2
зависимости с обратным знаком.
9.2.4 Для определения значения напряжения, соответствующего ГОСТ 33211 (подраздел 4.1),
значение по 9.2.2 складывают со значением напряжения, полученным при статических испытаниях на
прочность при действии сил по 8.2.2 перечисления а) — в).
9.2.5 Для грузового вагона для определения значения напряжения, соответствующего режиму I б
по ГОСТ 33211 (подраздел 4.1), значение по 9.2.3 складывают со значением напряжения, полученным
при статических испытаниях на прочность при действии сил по 8.2.2 перечисления а) — в).
9.2.6 Для грузового вагона результаты испытаний по 9.2.2 и 9.2.3 совместно с результатами ходо
вых прочностных испытаний используют для определения запаса сопротивления усталости по требо
ваниям ГОСТ 33211 (пункты 4.6.1,4.6.2).
15