ГОСТ 33788—2016
него испытуемого вагона при его скорости перед соударением от 3 до 15 км/ч. Разность уровней осей
автосцепок подпора и испытуемого грузового вагона должна составлять не более 0,05 м, подпора и
пассажирского вагона — не более 0,02 м.
Для проведения испытаний на прочность крепления подвесного оборудования допускается при
менять вагон-боек и подпор, создающие и воспринимающие силу удара при скорости вагона-бойка
перед соударением от 3 до 15 км/ч.
6.9При испытаниях на прочность при проведении погрузочно-разгрузочных работ применяют
устройства и приспособления, предусмотренные эксплуатационной документацией на вагон и соот
ветствующие ГОСТ 22235.
7 Условия проведения испытаний
7.1 При проведении испытаний в закрытых помещениях освещенность должна быть не менее 50 лк.
7.2 Испытания на открытом воздухе, требующие выполнения работ под вагоном или на не ограж
денных и не освещенных междупутьях, следует проводить в светлое время суток.
7.3 Средства измерения и испытательное оборудование размещают в условиях, обеспечивающих
их эксплуатацию в пределах паспортных данных.
8 Методы проведения испытаний
8.1 Статические испытания на прочность
8.1.1 Общие и местные напряжения, действующие в несущей конструкции вагона, измеряют ме
тодами тензометрии.
Измерение напряжений производят в наиболее нагруженных зонах несущей конструкции вагона,
обоснованных расчетами в соответствии с требованиями ГОСТ 33211 и указанными в конструкторской
документации. Рекомендуется устанавливать тензорезисторы по направлению действия главных на
пряжений, при неизвестном направлении действия главных напряжений рекомендуется устанавливать
два ортогональных тензорезистора и один под углом 45° к ним.
При определении местных напряжений в зонах сварных швов тензорезисторы устанавливают
перпендикулярно к границе сварного шва (или по направлению наибольшего главного напряжения,
если оно лежит в углах от минус 60 до 60° к перпендикуляру к границе сварного шва) на расстоянии
от 1,0 до 1,5 / от нее, где / — толщина листа. В литых конструкциях местные напряжения измеряют на
расстоянии от 1,0 до 1,5 / от локальных концентраторов напряжений с характерным размером менее
t,
где
t
— толщина стенки.
Справочные схемы расположения сечений и установки тензорезисторов на несущих конструкциях
кузовов вагонов и тележек типовых конструкций приведены в приложениях В, Г, Д, Е, Ж, И, К.
8.1.2 Визуально контролируют отсутствие остаточных деформаций и повреждений несущей кон
струкции. При визуальном обнаружении остаточных деформаций проводят измерение размеров на со
ответствие требованиям конструкторской и эксплуатационной документации. Рекомендуется оценивать
отсутствие остаточных относительных деформаций по показаниям тензорезисторов.
8.1.3 Несущую конструкцию кузова грузового вагона подвергают действию сил согласно требова
ниям ГОСТ 33211:
а) статических сил согласно режимам I в и I г (подраздел 4.1) без учета силы тяжести несущей
конструкции вагона;
б) сил, возникающих при текущем ремонте (подраздел 4.2);
в) сил, действующих на подножки и лестницы, если они предусмотрены конструкцией вагона
(пункт 4.3.10);
г) сил, действующих на поручни, если они предусмотрены конструкцией вагона (пункт 4.3.11).
8.1.4 Котлы вагонов-цистерн испытывают при действии расчетного давления по требованиям
межгосударственного ГОСТ 33211 (пункт 4.3.1) методом гидравлических испытаний. Измерение вну
треннего давления проводят в верхней части котла двумя манометрами с одинаковым классом точно сти
и ценой деления.
8.1.5 Угловые стойки полувагонов при наличии торцевых дверей испытывают при действии сил,
указанных в ГОСТ 33211 (пункт 4.3.3).
8