ГОСТ 33788—2016
9.3 Ходовые прочностные испытания
9.3.1 При обработке результатов ходовых прочностных испытаний используют главное напряже
ние. Для получения мгновенных значений напряжения используют методы обработки по 9.1.1. При об
работке временных зависимостей сил и напряжений учитывают частоты в диапазоне от 0,1 до 20,0 Гц.
Амплитуды напряжения определяют методом полных циклов или методом «дождя» по ГОСТ 25.101
(пункт 3.3.3). Амплитуды менее 10 МПа для сталей и менее 3 МПа для алюминиевых сплавов допуска
ется не учитывать.
9.3.2 Для каждого участка пути по 6.4 и диапазона скорости движения по 8.3.4 строят диаграмму
плотности распределения амплитуд напряжения и определяют среднюю частоту изменения напряже
ния
f3/k,
Гц, по формуле:
%1,к
(9.8)
где
g(f)
— нормированная спектральная плотность процесса, 1/Гц:
/ ч
g{f)
=
S(f)
(9.9)
S(f)
— спектральная плотность процесса, Па2/Гц;
D— дисперсия процесса, Па2;
/— номер участка;
к
— номер уровня значения скорости движения.
9.3.3Результаты испытаний используют для определения приведенной эквивалентной амплитуды
динамического напряжения и коэффициента запаса сопротивления усталости согласно требованиям
ГОСТ 33211 (пункты 6.3.2—6.3.6).
9.4Ходовые динамические испытания
9.4.1 Результаты ходовых динамических испытаний систематизируют в зависимости от режима
загрузки по 8.3.3, участка пути по 6.4 и диапазона скорости движения по 8.3.4.
9.4.2 При обработке временных зависимостей боковой силы, действующей от буксового узла
на раму тележки, коэффициента динамической добавки обрессоренных и необрессоренных частей,
вертикальной и боковой силы, действующей от колеса на рельс, учитывают частоты в диапазоне
от 0 до 20 Гц. При обработке временных зависимостей вертикального и бокового ускорения учитывают
частоты в диапазоне от 0,01 до 20,00 Гц.
9.4.3 Мгновенное значение рамной силы определяют суммированием боковых сил, действующих
от каждого из буксовых узлов одной колесной пары.
9.4.4 Максимальные значения показателей динамических качеств (рамной силы, коэффициента
динамической добавки обрессоренных и необрессоренных частей, вертикального и бокового ускоре
ния) определяют по текущим значениям с вероятностью 0,9985.
9.4.5 Показатель плавности хода для пассажирского вагона определяют в соответствии с [1].
9.4.6 При измерении вертикальной и боковой сил, действующих от колеса на рельс, мгновенное
значение коэффициента запаса устойчивости от схода колеса с рельса определяют по формуле:
.tg/7-д (Рв)
ус1+ //tg/?{Рб) ’
(9.10)
где /?— угол наклона образующей гребня колеса к горизонтали, градус, для колес без износа по
ГОСТ 10791 принимают/? = 60°;
ц
— коэффициент трения между гребнем колеса и рельсом, принимают 0,30;
Рв— вертикальная сила, действующая от колеса на рельс (положительное направление вниз), Н;
Рб— боковая сила, действующая от колеса на рельс, Н;
<РВ) — скользящее среднее от
Рв
с шириной окна 2 м;
(р6}
— скользящее среднее от Рб с шириной окна 2 м.
Коэффициент запаса устойчивости от схода колеса с рельса оценивают для случая действия бо
ковой силы в направлении вползания гребня колеса на головку рельса.
16