ГОСТ 33807—2016
Устройства фиксации, подлокотники, спинки, ремни безопасности, цепи, тросы и соответствую
щие запорные устройства должны быть в состоянии выдерживать нагрузки от пассажиров с уметом
действующих динамических нагрузок.
Устройства фиксации должны исключать возможность их открывания самим зафиксированным
пассажиром, а также другими пассажирами аттракциона.
5.4.2.3 Карусели с несколькими видами движения необходимо рассчитывать с учетом всех сил.
возникающих при вращении (центробежных, кориолисовых, гироскопических, торможения, удара идр.).
Примеры определения таких нагрузок и расчетов приведены в [5]. приложение В. подраздел В.1.2.
5.4.3 Принципы проектирования и расчета рельсового пути и опорного каркаса катальных гор с
тележками на рельсах приведены в (5]. приложение В. раздел В.2.
5.4.3.1 Тележки на рельсах и направляющих
Все силы, возникающие в шасси и других частях конструкции тележки аттракциона (от места воз
никновения вплоть до узлов опирания). должны быть учены в расчетах. Например, у тележек с одной
поворачивающейся и одной неподвижной осью моменты от поперечных сил. приложенные выше пово
рачивающейся оси тележки, могут восприниматься только жесткой (закрепленной) осью.
Силы, действующие в поперечном направлении относительно тележки, например, могут компен
сироваться только через колеса, катящиеся сбоку по рельсовому пути.
Если ходовые колеса спроектированы так, что не компенсируют боковые силы, то эти силы долж
ны компенсироваться специальными боковыми роликами.
Тележки должны быть оборудованы устройствами для предотвращения отрыва и схода с рель
сов. Защищающие от схода и отрыва устройства (ролики или захваты) должны быть спроектиро
ваны с учетом реально действующих на них сил. Но в любом случае при расчетах значение сил
отрыва должно быть не менее 50 % массы полностью загруженной тележки, даже если отрыва не
происходит.
Скорость, ускорения и силы для центра масс тележек могут быть определены по формулам, при
веденным в (5). приложение В. раздел В.2. В случае нескольких тележек, соединенных между собой,
необходимо также определять ускорения на крайних тележках.
5.4.3.2 Противооткатные устройства (антискаты)
Аттракционы, на которых пассажирские модули (тележки) или поезда перемещаются вверх по на
клонной плоскости с помощью цепей, канатов, фрикционных колес или самостоятельно, должны быть
снабжены защитными устройствами или автоматическими тормозамидля предотвращения скатывания
назад.
Если на отрезке пути, расположенном между верхним концом подъемника и вокзалом или тор
мозом. расположенным перед вокзалом, предполагается размещать одновременно несколько тележек
или поездов, то участки подъема оснащают устройствами, предохраняющими от скатывания. Однако
если для тележки или поезда предполагается движение назад по трассе или мимо вокзала, то противо
откатные устройства на участке подъема допускается не устанавливать.
Если на трассе с несколькими одновременно находящимися на ней тележками или поездами
участки подъема оснащены системой блокировки с автоматически управляемыми тормозами, то иные
противооткатные устройства допускается не устанавливать.
Высота подъема центра тяжести поезда Н до противооткатного устройства или скорость v. кото
рую может набрать пассажирский модуль во время скатывания назад, не должны превышать некоторых
предельных значений: должно быть соблюдено по крайней мере одно из следующих условий: Я £ 7 м.
и £ 42 км/ч— для участка скатывания без поперечного наклона рельса; Я£ 5 м. v£ 35 км/ч — для скаты
вания по кривой большого радиуса при поперечном наклоне рельса до 20е; Я £ 3,5 м. v £ 30 км/ч — для
участка скатывания при поперечном наклоне рельса более 20°.
Должны быть учтены обе величины Ни v. поскольку Я — это высота подъема центра тяжести по
езда. которая может не совпадать с высотой подъема самого поезда.
Если согласно проекту в любой момент времени на трассе находится только одна тележка или
один поезд, то участки подъема после ровных участков допускается не оборудовать противооткатными
устройствами.
Противооткатные устройства не требуется проверять на усталостную прочность. Если при оста
новке тележка ударяется о противооткатное устройство, то при расчете его размеров должен быть
учтен ударный коэффициент о. Значение этого коэффициента должно быть принято равным не менее
половины высоты скатывания h, см. и в любом случае должно быть не менее 2.0.
11