ГОСТРМЭК 821-2000
Для выполнения требований по временном соотношениям разработчики модулей должны при
нимать в расчет значения задержек распространения сигналов между шинными формирователями и
приемниками, используемыми в ихмодулях, для наихудших случаев. Задержки распространения фор
мирователей зависят от их выходных нагрузок, однако в технической документации изготовителей не
всегда дается достаточно информации для расчета задержек распространения при различных
нагрузках. Чтобы помочь разработчику модулей, в разделе 6 содержатся некоторые предложения.
Замечания указывают временнйе соотношения для перепадовсигналов, поступающих с линий.
Этим соотношениям можно доверять, если не нарушены правила нагрузки объединительной
платы, указанные в разделе 6. Правила для оконечных нагрузок в разделе 6 гарантируют, что
соответствующие временнйе параметры для сигнальныхлиний после ихосвобождения соблюдаются.
Обычно для каждого правила по временном соотношениям имеется соответствующее замечание.
Однако время, гарантируемое взамечании, может отличаться от времени, определяемого правилом.
Например, внимательное рассмотрение временнйх диаграмм показывает, что от задатчика требуется
обеспечить время установления адреса и данных 35 нс, а исполнителю гарантируется только 10 нс.
Это связано с тем, что шинные формирователи адреса и данных не всегда способны полностью
обеспечить переход уровней на сигнальныхлиниях объединительной платы с низкого на высокий
через пороговую область, пока этот переход не распространится до концаобъединительной платы
и обратно. С другой стороны, отрицательные перепады стробов адреса иданных обычно пересекают
пороговое значение 0,8 В. не ожидая отражения. Врезультате время установления сигнала у испол
нителя равно времени установления сигнала у задатчика, уменьшенному на удвоенное время распрос
транения сигнала по магистрали.
Для описания временнйх соотношений стробовданных используется специальная система обо
значений. Два строба данных (DS0* и DS1") не всегда переходят с уровня на уровень одновременно. Во
временнйх диаграммах обозначение DSA* употребляется для представления строба данных,
первым сформировавшего свой перепад (будьто DS0* или DSI-). Обозначение DSB* употребляется для
представления стробаданных, сформировавшего свой перепад вторым (будь то DS0* или DS1*).
Прерванная линия, изображенная на рисунках при установившихся состояниях стробов данных,
показывает, что строб данных, осуществивший первым отрицательный перепад, может быть не тем,
который первым сформировал свой положительный перепад. Иными словами. DSA* может представ
лять DS0* на своем отрицательном перепаде н DS1" —на положительном.
В тексте настоящего стандарта употребляются термины: линия DSA*,линия DSB*, строб DSA*,
строб DSB* или просто DSA4, DSB*, хотя из приведенных выше пояснений очевидно, что эти линии
и сигналы являются виртуальными. Употребление этих терминов оправдано тем. что они реально
отражают временнйе соотношения соответствующих сигналов DS0* и DS1* при исполнении всех
циклов пересылки данных и значительно упрощаютформулировки текста и приведенные на рисун
ках временнйе диаграммы.
3 Шина арбитража
3.1 Основные принципы арбитража шины
По мере удешевления микропроцессоров становится все более экономически выгодно проекти
ровать системы с несколькими процессорами, совместно использующими общие ресурсы.
Наиболее важным из этих общих ресурсов является шина пересылки данных, через которую
осуществляется доступ ко всем другим общим ресурсам. Поэтому любая многопроцессорная система
должна содержать эффективный механизм предоставления шины пересылкиданных. Так как скорость
предоставления шины имеет первостепенное значение, технические средства схемы предостаатения
шипы выбираются исключительно из условия целесообразности. Магистраль VME реализуетмеханизм
предоставления шины с помощью подсистемы арбитража (см. рисунок 3.1)
Подсистема арбитража решает следующие задачи:
а) предотвращает одновременное использование шины двумя задатчиками;
б) устанавливает очередность обслуживания запросов от различных задатчиков с целью опти
мального использования шины.
3.1.1. Т и п ыа р б и т р а ж а
Когда несколько модулей одновременно запрашивают разрешение на использование шины пере сылки
данных, подсистема арбитража обнаруживает эти запросы и предоставляет шину каждый раз
72