ГОСТ Р ИСО 1069—2006
П р и м е ч а н и е — Данная девиация изменяется благодаря коэффициенту О. как синус тройного компасно
го курса, а благодаря коэффициенту Е — как косинус тройного компасного курса.
1.2.52 коэффициент Н: Величина восьмерной девиации на компасном курсе 22°30’ (NNE),
вызванной магнитнойиндукцией в корректорах мягкого железа магнитами в чувствительном элементе.
П р и м е ч а н и е — Данная девиация изменяется, как синус четырехкратного компасного курса.
1.2.53 коэффициент К: Величина восьмернойдевиации на компасном курсе «север», вызванной
индукцией в корректорах мягкого железа магнитным полем Земли или магнитами чувствительного
элемента.
П р и м е ч а н и е — Данная девиация изменяется, как косинус четырехкратного компасного курса.
1.2.54 коэффициент J (коэффициент креновой девиации): Изменение в девиации компаса на
каждый градус крена судна на правый борт, если судно идет по компасу курсом на север.
1.2.55 кроновая девиация: Девиация, вызванная креномсудна от его нормальноговертикально
го положения.
1.2.56 ошибка ускорения: Девиация, возникающая врезультатедействия ускорения при килевой
ибортовой качкесудна.
П р и м е ч а н и е — Она возникает, когда существует различие а трении между осями карданова подвеса,
или при наличии неравенства инерции картушки относительно горизонтальных осей.
Регулирование компаса
1.2.57 регулирование компаса (поправка компаса): Процесспротиводействия влиянию магне
тизма судна на положение компаса при помощи корректирующего устройства, снижающего девиацию
компаса.
1.2.58 калибровка компаса: Определение изаписьдевиаций компасана различныхкурсах, кото
рые обычно проводятся после регулирования.
1.2.59 разворачивание судна с целью определения остаточной девиации магнитного ком
паса: Процесс маневрирования судна с целью корректирования девиации и определения остаточных
девиаций.
1.2.60 остаточная девиация: Девиация компаса, которая остается после регулирования.
1.2.61 таблицадевиации: Записьостаточнойдевиации компаса на курсах, одинаково удаленных
друг от друга на картушке компаса, показания которойсчитываются по компасному курсу.
1.2.62 кривая девиации: Кривая, соединяющая остаточные девиации, записанные во время
определения девиации, приведенная на диаграмме, на которой девиации показаны по компасным
курсам.
1.2.63 дефлектор: Прибор, применяемый для сравнения горизонтальной составляющей полной
напряженности магнитного поля (направляющей силыbf) на различных курсах поположению компаса.
1.2.64 прибор для уничтожения креновой девиации: Прибордля измерения магнитного накло
нения поля Земли иопределения корректора креновойдевиации.
1.2.65 размагничивание: Нейтрализация магнитного полясудна.
П р и м е ч а н и е — Если судно размагничивается обмотками (катушками), то изменения в результирующем
магнитном поле по положению компаса обычно компенсируются катушками девиационного прибора компаса, рас
положенного в нактоузе компаса и соединенного с оборудованием судна, предназначенным для размагничивания.
Управление судном (компас в море)
1.2.66 направление: Направлениевертикальной проекциидиаметральнойплоскости корабля на
горизонтальную плоскость. При измеренииотносительно истинного «севера», магнитного «севера» или
компасного «севера» это направление соответственно определяется как истинное направление, маг
нитное направление иликомпасноенаправлениеи обычно выражаетсяв градусахтрехзначным числом,
начиная с «севера» и по направлению часовойстрелки покартушке компаса. Направлениеможновыра
зить также в румбах, полурумбах или четвертных румбах, если картушка компаса имеет соответствую
щиеделения.
1.2.67 курс: Направление, котороестремитсясохранитьдвижущееся судно.
6