ГОСТ Р ИСО 1069—2006
1.2.37 ошибка чувствительной системы: Ошибка, котораяпредставляетсобой алгебраическую
сумму коллимационной ошибки, ошибки от эксцентриситета иошибки градуировки.
Картушка в котелке
1.2.38 курсовая ошибка: Угол между вертикальной плоскостью, проходящей через продольную
ось карданова подвеса, и вертикальной плоскостью, проходящей через курсовую черту и центр
вращения картушки.
1.2.39 ошибка от трения: Ошибка, возникающая в результате трения между топкой и шпилькой.
1.2.40 ошибка в показании компаса (магнитного) при повороте судна, вызываемая трением
картушки о жидкость компаса: Ошибка, возникающая в результате трения, вызванного жидкостью, в
которую погружен чувствительный элемент, и трением о шпильку при вращении котелка компаса.
1.2.41 индукционная ошибка: Ошибка, возникающаяв результате магнитной индукции в коррек
торах мягкого железа, вызванной магнитнойсистемойчувствительного элемента.
Разное
1.2.42 период: Промежуток времени, в течение которого происходит полное колебание чувстви
тельной системы в горизонтальной плоскости.
1.2.43 полупериод: Промежуток времени, измеряемый между двумя последовательными воз
вращениями картушки в первоначальное положение после ее отклонения.
Ошибки компаса и их корректирование
Девиация и ошибки компаса
1.2.44 девиация: Угол в горизонтальной плоскости между магнитным «севером» и компасным
«севером» по показаниям магнитного компаса, установленного на борту судна. Принято «восточнее»
или«плюс», если компасный «север» расположен правееили восточнеемагнитного «севера», и«запад
нее» или «минус», если компасный север расположен левее или западнее магнитного «севера».
1.2.45 общая ошибка компаса: Алгебраическая сумма магнитного склонения идевиации.
1.2.46 коэффициентА: Среднееалгебраическоедевиаций компаса, по не менеечем восьми кур
сам. одинаково удаленным друготдруга на картушке компаса.
1.2.47 коэффициент В: Величина полукруговойдевиации на компасном курсе «восток», вызван
ной продольной составляющей постоянногомагнетизмасудна, а также магнетизма, индуктированного в
вертикальном мягком железе на судне.
П р и м е ч а н и е — Данная девиация изменяется, как синус компасного курса.
1.2.48 коэффициент С: Величина полукруговой девиации на компасном курсе «север», вызван
ной поперечнойсоставляющей постоянного магнетизмасудна, атакже магнетизма, индуктированногов
вертикальном мягком железе на судне.
П р и м е ч а н и е — Данная девиация изменяется, как косинус компасного курса.
1.2.49 коэффициент D: Величина четвертной девиации на компасном курсе «северо-восток»,
вызванной горизонтальной составляющей магнитного поля, индуктированногов продольном ипопереч
ном мягкомжелезе на судне, причем это железо расположено симметричноотносительно компаса.
П р и м е ч а н и е — Данная девиация изменяется, как синус двукратного компасного курса.
1.2.50 коэффициент Е: Величина четвертнойдевиации на компасном курсе «север», вызванной
горизонтальной составляющей магнитного поля, индуктированного в продольной и поперечной частях
мягкого железа на судне, расположенных несимметричноотносительно компаса.
П р и м е ч а н и е — Данная девиация изменяется, как косинус двойного компасного курса.
1.2.51 коэффициенты Ри 6: Величина шестерных девиаций на компасном курсе 30° и относи
тельно севера, вызванных наличием магнитного поля (создаваемого горизонтальным и вертикальным
магнитами-уничтожителями). которое неоднородно на участке расположения магнитов чувствительно го
элемента.
5