ГОСТ Р 56877— 2016
Ситуация 1. Если в товаре в период действия гарантийного срока был выявлен недостаток
Пункт 1 статьи 18 закона «О защите прав потребителей» дает потребителю в случае обнаружения в товаре
недостатков, если они не были оговорены продавцом, право по своему выбору потребовать:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула):
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной
цены:
- соразмерного уменьшения покупной цены:
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их ис
правление потребителем или третьим лицом:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По
требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе от
казаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо
предьявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой
марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня
передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в
одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более
чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. На данный
момент действует Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10
ноября 2011 г. N9 924.
Обратите внимание, что потребитель вправе требовать замены или возврата любого технически сложного
товара, не входящего в данный перечень, в течение всего гарантийного срока при любом выявленном недостатке.
Понятие «недостаток», «существенный недостаток» раскрыто в преамбуле Закона.
В случае предъявления требования о безвозмездном устранении недостатков товара ненадлежащего каче
ства или требования о его замене (если на его замену требуется более 7 дней) продавец (изготовитель, уполно
моченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан по заявлению
потребителя безвозмездно предоставить на период ремонта/замены товар длительного пользования, обладающий
этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длитель
ного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Рос
сийской Федерации.
На данный момент действует Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется
требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного това ра.
утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.
Право выбора, кому заявить требование об устранении недостатка в товаре, принадлежит потребителю. В
случае заявления такого требования продавцу, он не вправе отсылать потребителя в Сервисный центр, а обязан
лично и самостоятельно предпринять меры и обеспечить устранение недостатков в товаре.
Примеры
1.В газовой плите в гарантийный период вы явился недостаток (газовая плита не входит в Пере
чень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 ноября
2011 г. N9 924. а также в Перечень товаров длит ельного пользования, на которые не распространяется
требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены анало
гичного товара, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55):
ПРЕТЕНЗИЯ
10 января с.г. я приобрел в Вашем магазине газовую плит у____________ (указать марку) стоимо
ст ью __________ рублей. На плит у бы л установлен гарантийный срок продолжит ельност ью 12 месяцев.
После 25 дней работ ы в плите выявилась неисправность: духовка не поддерживает нужный тем
пературный режим, блюда подгорают, вследствие чего я не могу использовать данный товар по его
назначению.
В соответствии со cm .18 Закона РФ «О защите прав потребителей» прош у устранить возник
ш ую неисправность, обеспечив при необходимости перевозку плит ы к мест у ремонта и обратно за
счет продавца, и в соответствии со cm. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предост авить
мне в трехдневный срок безвозмездно на время ремонта газовую плиту, обладающ ую такими же ос
новны ми потребительскими свойствами, также обеспечив ее дост авку за счет продавца.
14