ГОСТ Р 56877— 2016
Согласно Закону, в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара продавец
(изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер
обязан за свой счет и в предусмотренные для удовлетворения соответствующего требования потребителя сроки
провести экспертизу, обеспечив потребителю возможность присутствовать при ее проведениилично или через сво
его представителя (которым может быть, например, эксперт-профессионал). Если результаты экспертизы окажутся в
пользу продавца или изготовителя товара, потребитель обязан будет возместить ему расходы по ее проведению,
включая расходы на хранение и транспортировку товара. Однако потребитель вправе оспорить заключение такой
экспертизы в судебном порядке.
Подобной нормы об обязанности исполнителя провести экспертизу причин выявленных недостатков работы
или услуги в Законе нет. однако согласно п.5 ст. 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком
спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть
назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой уста
новлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подряд
чика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая
назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами. — обе стороны поровну.
Что касается товара, то хотя Закон предоставляет потребителю право участвовать в проверке его качества
и присутствовать при его экспертизе, следует, во избежание недоразумений, прямо высказать в тексте претензии
такое свое намерение и просьбу проинформировать о месте и времени проведения проверки качества (если она
не осуществляется в момент передачи некачественного товара) и экспертизы с указанием лиц, которые будут их
проводить.
Следует обратить внимание на то. что продавец не обязан письменно отвечать на претензию потребителя.
Согласно Закону он должен в установленный срок удовлетворить требование или отказать. При этом под отказом
понимается не только письменное или устное извещение об отказе, но и отсутствие какого-либо ответа. Это не
обходимо учитывать при написании претензии. Если требование касается денежных выплат (возврата стоимости
товара, возмещения вреда, выплаты неустойки или убытков), рекомендуется указать в тексте претензии полные
реквизиты банковского счета потребителя, куда адресат, в случае согласия удовлетворить заявленные требования,
сможет перечислить денежные средства.
Если претензия не удовлетворена, следует еще раз оценить правомерность требований и при уверенности
в их правоте обращаться в суд.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В исковом заявлении в соответствии со ст. 131 ГПК
РФ должны быть указаны:
1. Наименование суда, в который подается заявление. В соответствии со ст. 17 Закона истец, то есть потре
битель, вправе по своему выбору подать заявление в суд по месту своего жительства или пребывания, по месту
нахождения ответчика (если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по месту его жительства)
либо по месту заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из претензии к деятельно
сти ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или
представительства.
Если цена иска составляет менее 50 тысяч рублей, следует обращаться к мировому судье. Дела с ценой
иска выше 50 тысяч рублей рассматриваются в районных судах. Однако если в числе требований есть требова
ния неимущественного характера (например, признание условий договора, ущемляющих права потребителя,
не действительными). то независимо от цены иска исковое заявление надо подавать в районный суд.
Исключением являются требования о компенсации морального вреда, производные от имущественного
требования по делам о защите прав потребителей: такие дела подсудны мировым судьям, если цена иска не
превышает 50 тысяч рублей.
2. Данные об истце (потребителе) — фамилия, имя. отчество, домашний адрес, номер телефона, а также
наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. Если с заявлением в защиту
прав и законных интересов потребителя по его просьбе на основании ст.46 ГПК РФ выступают органы государ
ственной власти, органы местного самоуправления, потребительские организации, то указывается их наименова
ние и место нахождения (юридический адрес).
3. Наименование ответчика, его место нахождения (юридический адрес) и номер телефона (если он изве
стен потребителю).
4. Цена иска и сумма требуемой компенсации морального вреда (если такое требование предъявляется).
5. Сведения об уплате госпошлины или об освобожденииот нее с указанием основания такого освобождения.
6. Предмет иска.
Текст претензии, заявления, искового заявления должен завершаться собственноручной подписью лица, от
имени которого подается данный документ, и датой его подписания.
12