ГОСТ Р 56261—2014
Введение
Стандарты на системы менеджмента все больше используютсяповсему мируорганизациямивсех
типов иразмеров. Чтобы эти стандарты приносили пользу, заслуживали внимания и уважения, они дол
жны отражатьсуществующие потребностирынка и быть взаимносовместимымидляоблегченияприме
нения.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения
рынка своевременнымиисовместимымистандартаминасистемыменеджмента иподтвердила, чтоэто
му могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение, напри
мер, таких вопросов, как их экономическая стоимость и эффективность. В результате было принято
Руководство ИСО 72 по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента в качестве
дополнительного указания кдирективам ИСО/МЭК. которое послужило базисомдля ряда международ
ных стандартов насистемы менеджмента.
Инновация какулучшениесуществующей или создание совершенно новой продукции, процессов,
услуг, а также организационных или бизнес-моделей является основным двигателем экономического
роста.
Организация экономическогосотрудничества иразвития(ОЭСР) определяетинновацию как«при
менение новой значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов, новых
рыночных методов или новых организационных методов в бизнес-практике, при организации рабочих
мест, или при налаживании внешнихотношений.
Инновации могут быть по своей природе технологическими и иетехнологическими. Более того,
нетехнологические инновации так же важны, как и технологические, хотя наиболее предпочтительна
комбинированная модель.
ОЭСР провела ряд исследований по изучению производительности и занятости в условиях внед
рения инноваций. Результаты этих исследований показали, что технологии не только способствуют
созданию рабочих мест (более продуктивных, высокопрофессиональных и лучше оплачиваемых). В
ряде случаев низкооплачиваемые рабочие места и непродуктивные виды работ могут быть ликвидиро
ваны. Однако с точки зрения исторического процесса технологический эффект, создающий прибавоч
ную стоимость, оказывается более мощным, чем эффект от замещения рабочих мест: технологический
прогресс сопровождается не только более высоким выходом и продуктивностью, но и большей всеоб
щей занятостью.
Специальное исследование, проведенное группой по технической поддержке и обучению АТЭС
(TATF АРЕС), провело ранжирование 21 экономики АТЭС в шести ключевых областях инновационной
политики:
- открытыйинедискриминационныйдоступ нарынок, прямыеиностранныеинвестициииполитика
в области стандартизации;
- политика в области науки и научныхисследований, способствующих инновациям;
- цифровая политика, приводящая к развитию информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ);
- эффективная политика по защите прав интеллектуальной собственности;
- открытость в отношении внутренней конкуренции и появления на внутреннем рынке новых ком
паний;
- открытая и прозрачная политика в области государственных закупок.
Десятки стран разработали собственные национальные инновационные стратегии с целью нара
щивания экономического потенциала в результате инновационной политики, понимая, что правитель
ства могут и должны сыграть конструктивную роль в помощи развития конкуренции в частном секторе.
Правильное проведение инновационной политики требует, чтобы страны овладели тремя компонента
ми инновационной экосистемы — бизнес-средой, регуляторной средой исредой инновационной поли
тики.
Бизнес-среда включаетфинансирование, институтычастногосектора и финансовые возможности.
Регуляторная среда предоставляет возможность всей организационной структуре применять
инновации, включая:
- конкурентную иоткрытуюторговую систему, стимулирующую национальныекомпании кучастию
в инновациях наосноведобросовестной конкуренции;
- поддержкуконкурентоспособностипродукции и услугна рынкес целью привлечения новыхучас
тников и использования новыхбизнес-моделей;
IV