ГОСТ Р 56261—2014
вымии процесснымиинновациями, значительноварьируетв разныхстранах, и предприятиячастовнед
ряют комбинированные виды инноваций, которые сочетаютпродуктовые и процессные инновации.
К продуктовым инновациям относятся значительные усовершенствования технических характе
ристик, компонентов и материалов, встроенного программного обеспечения, удобства использования
или других функциональных характеристик. Продуктовые инновации включают как новую продукцию,
так иновые применениясуществующей продукции:
1) новая продукция. Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительноотличающиеся
по своим характеристикам или предполагаемому использованию от продуктов, производимых
предприятием ранее;
П р и м е ч а н и е — Примерами новых продуктов, изготовленных с использованием новых технологий,
можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный МРЗ-плеер. в кото
ром сочетались уже существовавшее программное обеспечение и технологии использования миниатюризирован-
ного жесткого диска, был новым продуктом, в котором комбинировались существовавшие до этого технологии.
2) новоеприменение продукции. Разработкановогоспособаиспользованияпродукта, подвергше
госялишьнезначительнымизменениям техническиххарактеристик, является продуктовойинновацией.
П р и м е ч а н и е — Примером служит внедрение нового моющего средства с использованием уже сущест
вовавшего химического состава, который ранее применялся лишь в качестве вспомогательного средства.
Продуктовые инновации в сфере услуг могут включать значительные усовершенствования в спо
собах их предоставления (например, с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже
существующихуслугновымифункциямиили характеристикамиили внедрениесовершенноновыхуслуг.
П р и м е ч а н и е — Примерами являются значительные усовершенствования в предоставлении банков
ских услуг посредством Интернета — такие, как значительное увеличение скорости и простота использования.
Организация приближенных к потребителю пунктов заказа услуг вместо удаленныхот негодиспетчерских центров,
является примером улучшения качества обслуживания.
Дизайн является неотъемлемой частью разработки и реализации продуктовых инноваций. Тем не
менее, изменения в дизайне, не влекущие значительного изменения в функциональных характеристи
кахпродукта илиспособахего предполагаемого использования, не считаются продуктовыми инноваци
ями. однако они могут быть маркетинговыми инновациями. Ппановые обновления или регулярные
сезонные изменения также не являются продуктовыми инновациями.
Продуктовые инновации могут использовать новые знания или технологии, или основываться на
новых областях применения или на сочетаниях существующих знаний или технологий. Значительные
улучшенияужесуществующихпродуктовмогутосуществлятьсязасчетизмененийв материалах, компо
нентах идругиххарактеристиках, которыеповышаютпроизводительность. Внедрениетормознойсисте
мы ABS. глобальной навигационной спутниковой системы GPS или улучшения других подсистем
транспортных средств являются примером продуктовой инновации, заключающейся в частичных
изменениях или дополнениях какой-либо одной из многих интегрированных технических подсистем.
5.1.2 Процессная инновация
Процессная инновацияхарактеризуется внедрением нового или значительно улучшенногоспосо
ба производства или доставки продукта. Кним относятся значительные изменения в технологии, произ
водственном оборудовании и/или программном обеспечении. Процессные инновации могут иметь
целью снижение себестоимости производства или затрат подоставке продукции, повышение ее качес
тва. либо производство или доставку новых или значительно улучшенныхпродуктов. Процессные инно
вации можно рассматривать с точки зрения методов производства, методов доставки или их
комбинации:
1) методы производства. Данные методы включаюттехнологические процедуры, оборудование и
программноеобеспечение, применяемыев производстветоваров или услуг. Примераминовыхметодов
производства являются установка нового автоматизированного оборудования на производственной
линии или применение автоматизированного проектирования при разработке новой продукции;
2) методыдоставки. Данные методы затрагивают логистику предприятия иобъединяют оборудо
вание. программное обеспечение и методики определения источника входящих потоков, выделение
материальных средств внутри предприятия или доставку конечной продукции. Примерами новых мето
дов доставки могут служить внедрение штрих-кодов или активной радиочастотной системы
отслеживания перемещений транспортных средств (RFID).
7