ГОСТ Р 56261—2014
Технологические продуктовые ипроцессные инновации — это технологическое внедрение новой
продукции и процессов или значительные технологические усовершенствования существующей
продукции ипроцессов.
Нетехнологическиеинновацииобычносвязаны сорганизационными имаркетинговыми инноваци
ями.
П р и м е ч а н и е — Примерами являются первое применение размещения скрытой рекламы в фильмах и
телевизионных программах, осуществление значительного изменения вдизайне мебели для придания ей нового
внешнего вида и повышения привлекательности, первое внедрение учебных программ для создания эффективных и
функциональных групп, объединяющих персонал с различной квалификацией или сферами ответственности, а
также первое внедрение системы анонимного оповещения о происшествияхдля поощрения сообщений об ошибках и
угрозах с целью выявления их причин и уменьшения повторяемости.
Технологические и нетехнологические инновации тесно взаимосвязаны. Коммерциализация тех
нологических продуктовых инноваций часто требует разработки новых методов маркетинга.
Аналогично, новая технология производства, как правило, повышает производительность только в том
случае, если подкреплена изменениями в организации. Данные по инновациям на уровне предприятия
показывают, чтобольшинство инновационныхпредприятий внедряюттехнологические инновации (про
цессныеипродуктовые, также какинетехнологическиеинновации(маркетинговыеиорганизационные),
см. рисунок 5.
Выявлениефакторов, движущих исдерживающих различныетипы инноваций, помогаетв понима
нии инновационного процесса и формулировании инновационной политики. Цели и препятствия меня
ются взависимостиоттипа инноваций. Цели, такие какзамещениеснятой спроизводствапродукцииили
расширение ассортимента товаров иуслуг, продвигают технологические инновации, а не нетехнологи-
ческио. Напротив, такие цели, как повышение способности адаптироваться к различным запросам
кли
ентов. скорее всего продвигают нетехнологические инновации (например, маркетинговые и
организационные инновации), чем технологические. Препятствиядля инноваций также могутбытьсвя
занысопределенным типом инновацииилисовсеми типами. Кпримеру, стоимость, какфактор, актуаль
надля всех типов инноваций, тогда как стимулирование научных исследований и разработок, права на
интеллектуальную собственность (IP), законодательство, нормативно-правовыеакты, а такжестандар
ты. скорее всего, оказывают более существенное влияние на технологические инновации, чем на
нетехнологические.
Дляформулирования инновационной политикитакже важноучитывать различное влияние ивзаи
модействия междутехнологическими и нетехнологическими инновациями. Технологические инетехно
логические инновации, к примеру, могут различаться в зависимости от влияния на деятельность
предприятия (например, товарооборот, снижение издержек ипроизводительность), а также на социаль
но-экономические показатели (например, вклад в развитие и создание рабочих мест). Политика стре
мится способствовать технологическим инновациям, однако очевидно, что успех часто зависит от
сопутствующихнетехнологическихинноваций. Следовательно, программаопределения политического
курса должна бытьрасширена, чтобы учитывать нетехнологические инновации.
5.3 Радикальные и постепенные инновации
Радикальную или прорывную инновацию можноопределить как инновацию, которая имеет значи
тельное влияние на рынок и на хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке, тогда как
постеленные инновации касаютсясуществующегопродукта, услуги, процесса, организации или метода,
чьи характеристики были значительно улучшены или модернизированы. Постепенные инновации явля
ются преобладающейформой инноваций. Особенности инновацийискоростьнаучно-техническогопро
гресса различаются ототрасли к отрасли, а также по географической ориентации исрокам.
Радикальная или прорывная инновация — это инновация, которая имеет значительное влияние
на рынок и на хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке. Упор делается на эффект от
инновации, а не на ее новизну. Инновация может, к примеру, изменить структуру рынка, создать новые
рынки или превратитьсуществующие продукты в устаревшие. Однако не всегда очевидно, является ли
инновация прорывной спустя еще долгое время после того как она была внедрена, и разница между
постепенными и радикальными инновациями может быть установлена на различных уровнях. Это
затрудняетсборсведенийо прорывных инновацияхв пределахпериодаинновационногообследования,
обычно два года. Радикальные инновации создают серьезные разрушительные изменения, в то время
какпостепенные инновации продвигают процессизменений постепенно.
12