ГОСТ Р 56261—2014
При разработке инновационной политики важно учитывать возможное влияние различных типов
инноваций. Продуктовые и процессные инновации могут различаться в зависимости от влияния надея
тельность предприятия (например, товарооборот, снижение издержек и производительность), а также
на социально-экономические показатели (например, вклад в развитие исоздание рабочих мест). При
знаниеэтого является важнымдляинновационной политики, котораязачастую излишнеориентирована
на продуктовые инновации за счет процессных инноваций.
Выявлениефакторов, движущих исдерживающихразличныетипы инноваций, помогаетв понима
нии инновационного процесса иформулированиисоответствующей политики. Цели меняются взависи
мости от типа инноваций. Кпримеру, цели продуктовых инноваций часто связаны преимущественно со
спросом (например, улучшение качества продукта, увеличение доли рынка, выход на новые рынки),
в отличие от целей процессных инноваций.
Препятствия для инноваций также могут быть связаны с определенным типом инновации или с
общим направлением инновационной деятельности. Например, стоимость, как фактор, актуальна для
всех типов инноваций, тогда какрыночные факторы, такие как непостоянство спроса на инновационные
товары или услуги, или потенциальный рынок, где преобладают предприятия сустановившейся репута
цией. а такжефакторы, связанныесотсутствием информации о рынках, и институциональные факторы,
такие какнестабильностьзащиты правсобственности, могутповлиятьна продуктовые инновации, но не
на процессные инновации. Препятствия для процессных инноваций в развивающихся странах часто
связаны сослабыми инженерными и техническими навыками.
5.1.4 Реализация инноваций
В настоящем подразделеописаны участники (погруппам), занятые всфересоздания вышеуказан
ныхтипов инноваций:
1) предприятия, которые обычно являются основным центром инноваций в условиях рыночной
экономики. При этом важнооценить различные процессы, которые используются на этих предприятиях
для генерации исбора идей ипревращения ихв востребованныерынком продукты иуслуги. Этииннова
ционные идеи могут возникать путем исследований; взаимодействия с поставщиками, клиентами и
потребителями; использованиятехнических разработок; проектирования; изготовления и маркетинга;
2) определенная группа предприятий, «инновационные предприниматели», не является эквива
лентом МСП или вновь возникшихкоммерческихпредприятий, нопредставляетсобой пересечениетрех
составляющих: инновационногобизнеса, молодого и быстро растущего бизнеса, а также МСП. Иннова
ционные предприниматели могут быть решающей движущей силой инновационных процессов в качес
твесубъектовперемен, посколькуони часто имеют большуюсвободу приэкспериментировании, рисках
иразвитииболее радикальныхинноваций. В отличиеоткрупных предприятий, онинеограничены произ
водимой продукцией, технологиями, навыками иорганизацией, поэтомуновыепредприятиямогутлегче
работатьвнедоминирующих парадигм;
3) университеты и государственные исследовательские учреждения, которые проводят фунда
ментальные и прикладные исследования, а также опытно-конструкторские работы. Университеты и
государственные исследовательские учреждения включают широкий круг участников, начиная с иссле
довательских университетов мирового уровня до небольших региональных университетов, технологи
ческих колледжей и правительственных исследовательских лабораторий. Университеты и
государственные исследовательские учреждения играют большую роль в инновационной системе,
включаяобразование/обучение. создание ираспространение знаний, разработкуновогооборудования,
а также хранение и передачу знаний;
4) государственный сектор состоит из сектора органов государственного управления (включая
центральные, органы власти штата и местные органы власти), а также всех государственных корпора
ций. в том числе центрального банка. Роль государственного сектора заключается в том. чтобы пред
оставлятькачественные общественныеуслуги иреагироватьнапотребности граждан ихозяйствующих
субъектов, наряду с формированием иподдержанием доверия к правительству иего институтам, вклю
чая управление на государственном уровне, обеспечение общественного порядка и безопасности,
образование, здравоохранениеисоциальную помощь, а также множестводругих функцийдляграждан и
организаций. Государственный сектор признает необходимость внедрения технических новшеств, с
целью улучшения государственного управления и услуг.
5.2 Технологические и нетехнологические инновации
Технологические инновации, как правило, связаны с продуктовыми и процессными инновациями,
тогда как нетехнологические инновации в основном связаны с организационными и маркетинговыми
инновациями. Технологические и нетехнологические инновации тесно взаимосвязаны, как показывают
данные по инновациям на уровне предприятий.
и