ГОСТ Р 56261—2014
инновации, в отличие от крупных предприятий. В то время как крупные предприятия ограничены своей
существующей продукцией, технологиями, навыками и организацией, новые предприятия могут легче
работать вне доминирующих парадигм, посколькуони не подчиняются перечисленным выше ограниче
ниям. Это также может способствовать решению экологических проблем.
В течение последнегодесятилетия предприниматели играют ключевую роль в экологической про
мышленности, хотя измерение их вклада являетсясложным. Основнаязадача заключается в разграни
чении и измерении экоиндустрии. Чтобы преодолеть эту проблему, исследования сосредоточены на
основныхсекторахэкологическойпромышленности. Уровеньразвитияв двухосновныхсекторах(утили
зация отбросов, санитарная очистка и аналогичные мероприятия, а также сбор, очистка и распределе
ние воды) указываютна значительные различия между странами ОЭСР.
Остальные предприниматели, основной бизнес которыхне связан с экологическими проблемами,
также могут способствовать их решению посредством организации инновационной коммерческойдея
тельности исоздания инновационной продукции, которая защищаетокружающую среду.
Пример — В Европе четверть МСП указали, что от 10% до 29 % их инвестиций в инновации в тече
ние последних пяти лет выли связаны с экоинновациями, которые можно определить как внедрение
любого нового или значительно улучшенного продукта, процесса, организационного изменения
или маркетингового решения, которые сокращают использование природных ресурсов и
уменьшают выброс вредных веществ в процессе всего жизненного цикла продукта.
7.4 Стимулирование инновационной деятельности
Государственная политика может стимулировать инновации, способствующие решению экологи
ческих проблем путем внедрения следующих изменений:
- улучшение доступа к финансированию. Политика должна быть изменена с целью улучшения
доступа к финансированию для инновационных предприятий, которые занимаются решением экологи
ческих проблем: в частности, для субъектов, осуществляющих «зеленые» (экологические) инновации,
особенно для новых компаний и стартапов, которым, как правило, наиболее трудно найти инвесторов.
Действительносложно получитьфинансирование поразумной ценедля несформировавшегосярынка с
высокой капиталоемкостью и относительно высокими рисками. Новые политические меры могут улуч
шитьобеспеченностькапиталом засчетсобственногокапитала, заемного капитала, венчурного капита
ла или изменений на рынке ценных бумаг. Это может включать создание налоговых льгот для
привлечения инвесторов, разнообразные механизмы повышения кредитного качества, программы
стартового капитала, целевые инновационные фонды для особых областей деятельности, договорен
ность о разделе риска между государственными и частными организациями, а также государствен но-
частные инвестиционные партнерства. Приоритетное финансирование проектов, направленных на
решение важнейших экологических проблем, также стало особенно важно в современном контексте
сокращения государственных расходов иэкономического кризиса. Тем не менее, хотя целенаправлен
ные политические меры преимущественносвязаны с четкоопределенными возможностями, существу ет
риск, что слишком узко направленная политика не будет поддерживать более радикальные и
дополнительные инновации в смежныхобластях;
- дополнительные политические меры стимулирования спроса и предложения. Политика стиму
лирования предложения способствуютсозданию инноваций (например, через государственное финан
сирование исследований и разработок, направленных на решение экологических проблем), но она не
обеспечиваетстимулы для ихвнедренияи распространения. Таким образом, политикастимулирования
предложениядолжна бытьдополнена и связана с определенным распределением, а также с политикой
стимулирования спроса. Руководящие круги, к примеру, могут ввести экологические критерии в
процедуры государственных закупок;
- совершенствование нормативно-правового регулирования. Принятие политических мер в
областиохраны окружающейсреды способствуетсозданию благоприятныхусловийдля развитияпред
приятий вотраслях экологическойпромышленности и. таким образом, будетстимулироватькоммерчес
кую деятельность в этих отраслях. Это подразумевает упрощение процедур создания компании,
регистрации патентов и т. д. Инструменты, которые непосредственно влияют на ценовые сигналы,
кажутся также необходимым, хотя и не всегдадостаточным, условием для решения экологических про
блем. Основным преимуществом экологических мер. основанных на рыночных отношениях (например,
выплаты за выбросы углекислого газа в атмосферу или политика ограничения и торговли квотами на
выбросы)являетсято, чтоони могутпривести кзавышенным затратамнаборьбус загрязнением окружа
ющей среды. Такимобразом, ониинтернализируютвнешниеиздержкинаокружающуюсреду. Подобные
ценовые сигналы увеличиваютстимулыдля предприятий ипотребителей косвоению иразвитию «зеле
ных» (экологических) инноваций.
20