ГОСТ Р 56261—2014
создавать возможности для инноваций и облегчать способность предприятий воспринимать новые
знания, созданные другими;
- доступ кзнаниям. Доступ кзнаниям фактически являетсяосновным источникомдля распознава
ния и развития возможностейдля инноваций. Данное направление охватывает ряд источников индиви
дуальных. общедоступных и академических знаний, которые содействуют инновациям в бизнесе. Это
относится к технологическому сотрудничеству между предприятиями, сетям по распространению зна
ний и кластерам, в которых задействованы предприятия, области взаимодействия исследований госу
дарственного сектора и промышленности, приобретению производственного оборудования, а также к
установленным отношениям предприятий с потребителями;
- доступ к финансовым средствам. Данное направление политики связано сдоступом к финансо
вым ресурсам, которые играют важную роль в инновациях, поскольку они требуются для проведения
исследований, освоениятехнологий необходимыхдля изобретений, атакжеразвитияикоммерциализа
ции инноваций. Источники финансирования включают привлечение заемного капитала; финансирова
ние за счет собственных средств; государственное финансирование инновационного развития,
софинансирование. субсидирование ииныевидыфинансирования, втом числесобственныеденежные
средства предприятий, которые широко используются как финансовый источникдля инвестирования в
инновации;
- маркетинговаясредапредприятия. Развитиерынка и доступ играютключевую рольв инновациях
предприятий, поскольку возможности рынка в конечном счете определяют условия, которые приводят к
коммерческомууспеху или провалу. Конкуренцияможет способствовать инновациям, стимулируяпред
приятия к развитию. Кроме того, улучшенный доступ на внутренние и внешние рынки может облегчить
приобретение зарубежных технологий и способствовать улучшению распределения знаний, а также
способствовать расширению рынка предприятий. В то же время конкуренция не всегда полезна для
инноваций: если она не позволяет инноваторам возмещать инвестиционные расходы на инновации,
уровень их капиталовложений будетснижаться;
- нормативно-правовая база. Административные рамки, государственное регулирование и госу
дарственная политика, которыеоказывают влияние надеятельностьпредприятий, могутвлиять на раз
витие инновационных компаний. Аспекты нормативно-правовой базы включают регулирование
товарного рынка (определяющийфактор, посколькуон будетопределятьрыночнуюконкуренцию), атак
жедругиефакторы, такиекакстандарты и нормативныеположения вобласти правнаинтеллектуальную
собственность.
6.1 Связь предпринимательства и инноваций
В связиспредпринимаемымиусилиямидляпреодоленияглобальногофинансово-экономического
кризиса, особое внимание следует обратить на инновационное предпринимательство, поскольку это
можетсыгратьважную рольвсодействииэкономическомуросту, созданиюрабочих новых местисниже
нию уровня бедности, атакже может способствовать решению ключевых социальныхпроблем.
Инновационное предпринимательство предполагает наличие трехсоставляющих:
Рисунок 6 — Элементы инновационного предпринимательства
15